ОПЕРАТИВНО
и
БЕЗ ОЧЕРЕДИ !
Система
информационного обслуживания налогоплательщиков
В настоящее время основной задачей налогового администрирования становится совершенствование форм и методов работы налоговых органов с налогоплательщиками.
Для обеспечения максимально комфортных условий исполнения организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами конституционных обязанностей по уплате налогов налоговыми органами внедряются в практику работы прогрессивные формы и методы информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками с использованием современных технических средств.
Так, информационные услуги налогоплательщикам или их уполномоченным представителям включают автоматизированное представление текущей информации о состоянии его расчетов с бюджетами (текущих начислениях и поступлениях, задолженности по налогам и сборам, предоставленных отсрочках и рассрочках, зачетах и возвратах, начисленных и уплаченных налоговых санкциях и пенях), выписки из карточек расчета с бюджетом, перечня бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком, акт сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам.
Необходимо отметить, что пользователями подсистемы ИОН являются налогоплательщики (физические или юридические лица, состоящие на учете в налоговом органе) или их уполномоченные представители, заключившие договор со специализированным оператором связи на оказание услуг по подключению к системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности по каналам связи и предоставлению информационных услуг, и выполнившие условия по предоставлению в налоговый орган налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи за последний налоговый период по всем налогам, по которым у него есть обязанность представлять отчетность.
Состав информации, формы и форматы документов, предоставляемых налогоплательщикам, определяются Федеральной налоговой службой.
В настоящее время утвержден следующий перечень документов, предоставляемых налогоплательщику при предоставлении информационных услуг через Интернет и по каналам связи:
1) справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам;
2) выписка операций по расчету с бюджетом;
3) перечень бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной в отчетном году;
4) акт сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам;
5) справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций по запросу налогоплательщика через Интернет или по каналам связи.
Все эти документы предназначены для внутреннего пользования организации. В официальных ситуациях обычно требуется справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов на бумаге, которую можно получить только по почте или лично обратившись в инспекцию. Однако сервис "ИОН" позволяет заранее убедиться в том, что у организации действительно нет задолженности перед бюджетом.
Также популярным документом, запрашиваемым через систему ИОН, является и выписка операций по расчету с бюджетом.
В ней содержатся операции начисления и уплаты налогов, пеней, штрафов по данным налогового органа. Именно этот документ служит отправной точкой для проведения сверки с налоговым органом.
Сопоставление операций в выписке и регистре расчетов с бюджетом можно осуществлять через так называемые базовые операции, как-то: "сальдо", "начислено", "уплачено", "уменьшено", "возвращено", "зачтено". При этом учитывается тип платежа: "налог", "пени" или "штраф".
Результаты сравнения удобнее представить в табличном виде с выделением всех четырех возможных групп условий
Что может заменить сверку по налогам?
В такой роли может выступить "односторонняя" сверка, когда налогоплательщик запрашивает у налогового органа справку о состоянии расчетов с бюджетом.