Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц
Электронный сервис ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» является наиболее популярным среди налогоплательщиков. Подключившись к сервису, гражданин получает возможность взаимодействовать с налоговыми органами в максимально комфортном режиме.
Не выходя их дома или офиса, пользователь личного кабинета может контролировать актуальность данных по своим объектам налогообложения (квартиры, дома, земельные участки, гаражи, транспорт); получать сведения о текущих начислениях, а также переплате и задолженности; запрашивать справку о состоянии расчетов с бюджетом, исполнении обязанности об уплате налогов, акт сверки и другие документы.
Кроме того, через сервис в электронном виде можно направить в налоговые органы заявление на получение льготы; просматривать сведения о доходах, представляемые работодателем (справка 2-НДФЛ); направлять декларацию по форме 3-НДФЛ и заявления, связанные с получением налоговых вычетов; отслеживать статус и результаты камеральной проверки поданной декларации.
Документы, требующие подписания электронной подписью, налогоплательщик подписывает своей усиленной неквалифицированной электронной подписью, которую можно получить бесплатно в Личном кабинете, без дополнительного посещения налоговой инспекции или удостоверяющего центра.
В настоящее время ФНС России запущена в тестовом режиме новая версия «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц». Современный интерфейс сервиса адаптирован для мобильных устройств, работающих на платформах iOS и Android.
Из преимуществ также стоит отметить упрощенную процедуру оплаты налогов, наличие формул, объясняющих алгоритм начисления налогов, а также раздел «Жизненные ситуации», помогающий решить наиболее часто задаваемые вопросы налоговой тематики.
Напомним, что зарегистрироваться в «Личном кабинете налогоплательщика для физических лиц» можно в любой налоговой инспекции, при себе необходимо иметь паспорт, либо получить доступ самостоятельно, используя Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА).
После подключения к сервису необходимо сменить первичный пароль в течение календарного месяца. Если этого не сделать, учетная запись блокируется. В этом случае придется снова обращаться в инспекцию для активации сервиса Чтобы предотвратить утрату или блокировку пароля от Личного кабинета, достаточно один раз в разделе «Профиль» выбрать опцию восстановления пароля с помощью электронной почты и указать свой номер телефона, подтвержденный адрес электронной почты, задать контрольное слово (длиной до 24 знаков), после чего сохранить изменения.
Личный кабинет индивидуального предпринимателя
Для получения доступа к личному кабинету, индивидуальному предпринимателю необходим логин и пароль. Чтобы их получить, нужно лично обратиться в любую инспекцию с паспортом, документами о постановке на учет и о регистрации ИП.
Доступ в личный кабинет по логину и паролю дает возможность пользоваться лишь ограниченным набором функций кабинета, например:
• видеть актуальную информацию о расчетах с бюджетом, в частности, задолженность или переплату, неисполненные требования на уплату налогов и т.д.;
• отслеживать информацию о ходе камеральных проверок по налогам;
• направлять документы для внесения изменений в ЕГРИП или прекращения деятельности в качестве ИП;
• заходить в мобильную версию личного кабинета
Если же ИП нужен доступ ко всем возможностям кабинета, то нужно получить усиленную квалифицированную электронную подпись. Сделать это можно в аккредитованных Минкомсвязью России удостоверяющих центрах.
При входе в Личный кабинет с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи, индивидуальному предпринимателю становятся доступны полные возможности сервиса, в частности:
• получить выписку ЕГРИП на себя;
• сообщать об участии в российских и иностранных организациях;
• направлять заявления на сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам и процентам;
• уточнять невыясненные платежи или платежи, в которых обнаружили ошибку;
• получать уведомления из инспекции об ошибках в реквизитах платежного поручения;
• подавать заявления на зачет и возврат излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов и других платежей;
• запрашивать справки о состоянии расчетов с бюджетом или об исполнении обязанности по уплате налогов;
• направлять заявления на уточнение персональных данных.
Личный кабинет налогоплательщика юридического лица
Личный кабинет налогоплательщика позволяет многие вопросы с инспекцией решить онлайн. Чтобы получить доступ к сервису "Личный кабинет юридического лица" на сайте ФНС России нужно:
- получить усиленную квалифицированную электронную подпись. Это можно сделать в одном из удостоверяющих центров, аккредитованных Минкомсвязью России.
При этом, квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи должен быть выдан на руководителя организации или лицо, у которого есть доверенность с полными полномочиями. В сертификате обязательно должен быть указан ИНН организации. Если для подачи отчетности по ТКС электронная подпись уже была получена, то для доступа к личному кабинету можно использовать ее;
- чтобы компьютер, с которого планируется работать в личном кабинете, соответствовал техническим требованиям. Они приведены на сайте ФНС России.
- зарегистрироваться в сервисе на сайте ФНС России, подписать соглашение об открытии доступа и активировать личный кабинет. Процедура регистрации также есть на сайте ФНС России.
Сервис "Личный кабинет юридического лица" помогает решать многие вопросы с налоговыми органами дистанционно. Однако, сдавать отчетность в общем случае через этот сервис нельзя. Так, например, через личный кабинет возможно:
• видеть актуальную информацию о расчетах с бюджетом. В частности, о задолженности или переплате, о возмещаемых суммах НДС;
• направлять запросы (заявления) и отслеживать решения, которые приняла по ним инспекция.
• запрашивать справки о состоянии расчетов с бюджетом, об отсутствии задолженности, выписку из ЕГРЮЛ;
• подавать заявления на зачет (возврат) переплаты, совместную сверку расчетов или об уточнении ошибочного платежа;
• встать или сняться с учета по месту нахождения обособленных подразделений или в качестве плательщика ЕНВД;
• направлять документы для государственной регистрации организации или для внесения изменений в ЕГРЮЛ;
• регистрировать или перерегистрировать контрольно-кассовую технику.