ПОГРАНИЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
16.03.2021 п. Пограничный № 34/1
О классном руководстве в общеобразовательных организациях Пограничного муниципального округа.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказами Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", от 17 декабря 2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", от 17 мая 2012 г. № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, от 11 мая 2016 г. № 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение «О классном руководстве в общеобразовательных организациях Пограничного муниципального округа».
2. Настоящий приказ разместить на сайте Администрации Пограничного муниципального округа.
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Начальник отдела образования Н.Г. Панкова
Приложение
к приказу отдела образования
Администрации Пограничного
муниципального округа
от 16.03.2021 № 34/1
Положение о классном руководстве в общеобразовательных организациях Пограничного муниципального округа.
1. Общие положения.
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
2. Классное руководство - профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом
коллективе.
3. Классный руководитель - профессионал-педагог, организующий систему отношений между обществом и ребёнком через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребёнка и осуществляющий свою деятельность в образовательном процессе общеобразовательного учреждения.
4. Классный руководитель в своей деятельности руководствуется Международной Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Законами Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Министерства просвещения РФ, министерства образования Приморского края, Администрации Пограничного муниципального округа.
5. Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, гражданственности, свободного развития личности. Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа деятельности, позитивных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом.
6. Директор образовательного учреждения назначает и освобождает учителя от классного руководства приказом по школе, заключает с педагогом дополнительное соглашение о закреплении за ним классного руководства. Непосредственное руководство работой классного руководителя осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.
7. За выполнение функций классного руководителя устанавливается денежное вознаграждение согласно Положения «Об оплате труда работникам муниципальных образовательных организаций Пограничного муниципального округа», утвержденного постановление Администрации Пограничного муниципального округа от 30.10.2020 № 284 и положения «Об установлении расходного обязательства Пограничного муниципального округа по выплате ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам образовательных организаций реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные общеобразовательные программы», утвержденного постановление Администрации Пограничного муниципального округа от 11.08.2020 № 681.
8. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией школы, органами школьного и классного ученического самоуправления, родителями (законными представителями) обучающихся, классным и общешкольным родительскими комитетами, социальным педагогом, педагогами школы.
2. Цели и задачи деятельности классного руководителя.
2.1. Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности учащегося, его успешной социализации в обществе.
2.2. Задачи деятельности классного руководителя:
• организация и координация воспитательного процесса в классе;
• формирование классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;
• организация системы отношений и системной работы через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
• создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого учащегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
• формирование у детей здорового образа жизни и трудовой мотивации, активной жизненной, профессиональной позиции;
• гуманизация отношений между учащимися и педагогическими работниками;
• защита прав и интересов учащихся;
• развитие культуры межэтнических отношений;
• формирование у учащихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
• организация всех видов коллективной и индивидуальной, творческой деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации.
3. Функции классного руководителя.
3.1. Аналитико-прогностическая функция, выражающаяся в:
• изучении индивидуальных особенностей обучающихся;
• выявлении специфики и определении динамики развития классного коллектива;
• изучении и анализе состояния и условий семейного воспитания каждого ребенка;
• изучении и анализе влияния школьной среды и малого социума на обучающихся класса;
• прогнозировании уровней воспитанности и индивидуального развития обучающихся и этапов формирования классного коллектива;
• прогнозировании результатов воспитательной деятельности;
• построении модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе школы в целом;
• предвидении последствий складывающихся в классном коллективе отношений.
3.2 Организационно-координирующая функция, выражающаяся в:
• координации учебной деятельности каждого обучающегося и всего класса в целом;
• координации формирования классного коллектива, организации и стимулировании разнообразных видов деятельности обучающихся в классном коллективе: оказание помощи и организация сотрудничества в планировании общественно значимой деятельности учащихся, организация деятельности органов ученического самоуправления;
• организации взаимодействия деятельности с учителями-предметниками, педагогом-психологом, педагогами дополнительного образования, педагогом-организатором, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником школы, семьей; выполнении роли посредника между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся;
• содействии в получении обучающимися дополнительного образования посредствам включения их в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы, объединения) как в общеобразовательном учреждении, так и в учреждениях дополнительного образования;
• координации выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой внеклассной деятельности, организации участия класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время;
• организации работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение тематических родительских собраний, совместную деятельность, привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении;
• заботе о физическом и психическом здоровье обучающихся, используя информацию медицинских работников образовательного учреждения и родителей, здоровьесберегающие технологии;
• ведении документации классного руководителя, принятой в образовательном учреждении.
3.3. Коммуникативная функция, выражающаяся в:
• развитии и регулировании межличностных отношений между обучающимися, между обучающимися и взрослыми;
• оказании помощи каждому обучающемуся в адаптации к коллективу;
• содействии созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого отдельного ребенка;
• оказании помощи обучающимся в установлении отношений с окружающими детьми, социумом;
• информировании обучающихся о действующих детских и молодежных общественных организациях и объединениях.
3.4. Контрольная функция, выражающаяся в:
• контроле за успеваемостью каждого обучающегося;
• контроле за посещаемостью учебных занятий обучающимися;
• контроле за самочувствием обучающихся.
4. Обязанности классного руководителя.
Классный руководитель обязан:
4.1 Осуществлять систематический анализ состояния успеваемости и динамики общего развития своих воспитанников.
4.2 Организовывать учебно-воспитательный процесс в классе; вовлекать учащихся в систематическую деятельность классного и школьного коллективов, изучать индивидуальные особенности личности обучающихся, условия их жизнедеятельности в семье и школе.
4.3 Отслеживать и своевременно выявлять девиантные проявления в развитии и поведении обучающихся, осуществлять необходимую педагогическую и психологическую коррекцию, в особо сложных и опасных случаях информировать об этом администрацию школы.
4.4 Оказывать помощь воспитанникам в решении их острых жизненных проблем и ситуаций. Организовывать социальную, психологическую и правовую защиту обучающихся.
4.5 Вовлекать в организацию воспитательного процесса в классе педагогов-предметников, родителей учащихся, специалистов из других сфер (науки, искусства, спорта, правоохранительных органов и пр.).
4.6. Пропагандировать здоровый образ жизни.
4.7. Регулярно информировать родителей (законных представителей) обучающихся об их успехах или неудачах. Осуществлять управление деятельностью классного родительского комитета.
4.8. Контролировать посещение учебных занятий учащимися своего класса.
4.9. Координировать работу учителей-предметников, работающих в классе с целью недопущения неуспеваемости обучающихся и оказания им своевременной помощи в учебе.
4.10. Планировать свою деятельность по классному руководству в соответствии с возрастными особенностями учащихся и требованиями к планированию воспитательной работы.
4.11 Регулярно проводить классные часы и другие внеурочные и внешкольные мероприятия с классом.
4.12. Вести утвержденную документацию по классу (личные дела учащихся, классный журнал), а также по воспитательной работе.
4.13. Повышать свою квалификацию в сфере педагогики и психологии, современных воспитательных и социальных технологий. Участвовать в работе методического объединения классных руководителей.
4.14. Соблюдать требования техники безопасности, обеспечивать сохранность жизни и здоровья детей во время проведения внеклассных, внешкольных мероприятий.
4.15. Быть примером для обучающихся в частной и общественной жизни, демонстрировать на личном примере образцы нравственного поведения.
4.16. Классный руководитель обязан по требованию администрации школы готовить и предоставлять отчеты различной формы о классе и собствен¬ной работе. Отчет о работе классного руководителя может быть заслушан на заседании методического объединения классных руководителей, педагогическом совете, совещании при директоре.
5. Права классного руководителя.
Классный руководитель имеет право:
5.1 Регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье обучающихся своего класса.
5.2. Выносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета, родительского комитета предложения, инициативы, как от имени классного коллектива, так и от своего имени.
5.3. Получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь от руководства школы.
5.4. Самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом, разрабатывать индивидуальные программы работы с детьми и их родителями (законными представителями), определять нормы организации деятельности классного коллектива и проведения классных мероприятий.
5.5. Планировать воспитательную работу в соответствии с рабочей программой воспитания образовательной организации.
5.6. Классный руководитель имеет право на защиту собственной чести, достоинства и профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны администрации школы, родителей, учащихся, других педагогов.
6. Формы работы классного руководителя.
6.1. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
• индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
• групповые (творческие группы, органы ученического самоуправления и др.);
• коллективные (общественно-значимые дела, конкурсы, спектакли, концерты, слеты, фестивали, соревнования, походы, турниры и др.).
6.2. При выборе форм работы необходимо руководствоваться:
• определением содержания и основных видов деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами;
• принципами организации образовательного процесса, возможностями, интересами и потребностями обучающихся, внешними условиями;
• обеспечением целостного содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
7. Организация деятельности классного руководителя
Деятельность классного руководителя с классом и отдельными его учащимися строится в соответствии с данной циклограммой.
7.1. Классный руководитель ежедневно:
• определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся, выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий; организует и контролирует дежурство учащихся в классном кабинете;
• организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении.
7.2. Классный руководитель еженедельно:
• проводит классный час в соответствии с планом;
• организует работу классного актива;
• организует работу с родителями (по ситуации);
• проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе (по ситуации);
• анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных учащихся.
7.3 Классный руководитель в течение учебного периода:
• проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за отчётный период, состояния успеваемости и уровня воспитанности учащихся;
• проводит коррекцию плана воспитательной работы на новый отчётный период;
• проводит классное родительское собрание.
7.4 Классный руководитель ежегодно:
• оформляет личные дела учащихся;
• анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся в течение года;
• составляет план воспитательной работы в классе;
• собирает и предоставляет в администрацию школы статистическую отчетность об учащихся класса.
8. Взаимоотношения и связи по должности.
Классный руководитель:
8.1. Под руководством заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе планирует свою работу. Свой план работы представляет на утверждение заместителю директора по учебно -воспитательной работе.
8.2. Учитывая большую учебную нагрузку школьного учителя как преподавателя учебных дисциплин, педагогический коллектив самостоятельно определяет режим работы классного руководителя, исходя из конкретных обстоятельств и условий жизни школы, планах общей работы школы и установленных традиций жизнедеятельности школы.
8.3. Представляет заместителю директора по учебно-воспитательной работе письменный анализ результативности воспитательной работы с классом (раз в год)
8.4. Получает от администрации образовательной организации информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под роспись с соответствующими документами.
8.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками, социальным педагогом.
8.6. Исполнение обязанностей осуществляется на основании приказа директора школы.
8.7. Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
9. Документация классного руководителя
9.1 Основополагающими документами, определяющими стратегические направления модернизации деятельности классных руководителей, являются:
- Международные документы;
- Федеральные законы;
- Нормативно-правовые документы, принятые Правительством РФ;
- Ведомственные нормативно-правовые документы федерального уровня;
- Методические письма Министерства образования и науки РФ.
9.2 Классный руководитель ведет следующую документацию:
- социальный паспорт класса;
- папку классного руководителя;
- личные дела учащихся;
- характеристики учащихся;
- план воспитательной работы;
- документацию по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних;
- оказывает помощь в ведении протоколов родительских собраний.
10. Критерии оценки работы классного руководителя
10.1. Эффективность осуществления функций классного руководителя оценивается на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.
10.2. Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
10.3 Критерии деятельности оценивают реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).
10.4. Администрация общеобразовательного учреждения включает в график внутришкольного контроля мероприятия по изучению эффективности реализации функций классного руководителя.
11. Ответственность классного руководителя
За невыполнение и ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, распоряжений директора школы, должностных обязанностей, педагогический работник несет дисциплинарную ответственность.