ПОГРАНИЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
20.07.2021 п. Пограничный № 80
Об утверждении концепции повышения качества дошкольного образования в Пограничном муниципальном округе
В соответствии с № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», в целях повышения качества образовательных услуг, предоставляемых муниципальными образовательными организациями, реализующими образовательную программу дошкольного образования и осуществляющими присмотр и уход за детьми на территории Пограничного муниципального округа
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить концепцию повышения качества дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования и осуществляющих присмотр и уход за детьми на территории Пограничного муниципального округа (далее - концепция) (Приложение 1).
2. Ведущему специалисту по дошкольным учреждениям отдела образования Администрации Пограничного муниципального округа (О.Н. Азевич):
2.1. Организовать работу дошкольных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования и осуществляющих присмотр и уход за детьми, в соответствии с концепцией.
2.2. Осуществлять сбор и анализ данных состояния дошкольного образования для принятия необходимых управленческих решений по совершенствованию качества дошкольного образования в Пограничном муниципальном округе в соответствии с установленной в концепции периодичностью.
2.3. Размещать на сайте отдела образования Администрации Пограничного муниципального округа аналитические материалы по итогам сбора данных состояния дошкольного образования.
3. Руководителям образовательных организаций:
3.1. Обеспечить систематическую работу по повышению качества дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с концепцией повышения качества дошкольного образования в Пограничном муниципальном округе.
3.2. Обеспечить размещение на сайтах образовательных организаций материалов, отражающих работу дошкольных образовательных организаций по достижению показателей концепции повышения качества дошкольного образования в Пограничном муниципальном округе.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Начальник отдела образования Н.Г. Панкова
Приложение № 1 к приказу
отдела образования Администрации
Пограничного муниципального округа
от 20.07.2021 № 80
Концепция повышения качества дошкольного образования в Пограничном муниципальном округе
Концепция повышения качества дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях (далее - ДОО) Пограничного муниципального округа предполагает построение организационно-правовой модели, направленной на повышение качества дошкольного образования путем обеспечения кадровых, материально-технических и организационно-правовых условий образовательной деятельности дошкольных организаций Пограничного муниципального округа.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Федеральным Законом № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», в целях повышения качества образовательных услуг, предоставляемых муниципальными образовательными организациями, реализующих образовательную программ дошкольного образования и осуществляющих присмотр и уход за детьми на территории Пограничного муниципального округа.
Цели и задачи Концепции повышения качества дошкольного образования на территории Пограничного муниципального округа
Цель: создание равных возможностей для получения качественного дошкольного образования.
Задачи:
• Повышать качество образовательных программ дошкольного образования, повышать качество содержания образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях по образовательным областям.
• Повышать качество образовательных условий в дошкольных образовательных организациях через совершенствование кадровых и психолого-педагогических условий, совершенствование предметно-пространственной среды.
• Совершенствовать систему взаимодействия с семьей через участие семьи в образовательной деятельности, индивидуальной поддержки детей в семье и, как следствие удовлетворённость образовательными услугами родительской общественности.
• Совершенствовать условия по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу.
• Совершенствовать качество управления в дошкольных образовательных организациях.
Ожидаемые результаты.
Реализация концепции позволит:
1) на уровне дошкольной организации:
- создать условия для разностороннего развития детей через взаимодействие всех участников образовательного процесса дошкольного воспитания и обучения;
- разработать вариативные учебные программы, использовать разнообразные методики и технологии обучения, формы, методы, приемы организации образовательного процесса;
создать инклюзивную развивающую среду, трансформируемые игровые и тематические зоны, ориентированные на поддержку индивидуальности и субъектности ребенка;
- формировать личностные качества ребенка на основе духовно-нравственных ценностей через национальную культуру и традиции;
- расширить формы сотрудничества с семьей;
- разработать критерии качества дошкольного воспитания и обучения;
- создать условия для детей раннего возраста;
2) на уровне педагогов:
- подготовить квалифицированных педагогов для работы в современных условиях;
- обеспечить непрерывное профессиональное развитие педагогов;
- создать культуру исследований с проведением рефлексии с целью совершенствования процесса развития ребенка;
-развивать компетенции, необходимые для работы в современных условиях;
- обеспечить прохождение курса «вхождение в профессию» (для молодых специалистов);
3) обеспечить детям:
- физическое благополучие;
-социально-эмоциональную компетентность;
-развитие когнитивных навыков коммуникаций;
- высокую внутреннюю мотивацию к познанию и исследованию;
-развитие инициативности, самостоятельности и ответственности;
- умение делать самостоятельный осознанный выбор;
-работу в команде;
-поддержание креативности;
-психолого-педагогическую поддержку;
4) предоставить родителям возможность:
- быть участниками образовательного процесса;
-обеспечить сохранение психического и физического здоровья ребенка;
- развивать индивидуальные возможности ребенка;
-повысить уровень удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг;
-получать консультативную помощь в создании условий для целостного развития ребенка дома.
Анализ текущей ситуации дошкольного воспитания и обучения в Пограничном муниципальном округе
Система дошкольного образования на протяжении нескольких лет остается стабильной и представлена следующими учреждениями:
-5 дошкольных образовательных организаций;
-МБОУ «Жариковская СОШ Пограничного МО» оказывает услуги дошкольного образования, место оказания услуги: с. Жариково, с. Нестеровка,группы кратковременного пребывания детей - с. Барабаш-Левада, с. Богуславка;
-МБОУ ДО ЦДО оказывает услуги дошкольного образования - группа «Дошкольник» (на базе МБОУ «Сергеевская СОШ ПМО») для детей от 5 до 6 лет;
-Государственное дошкольное образовательное учреждение в с. Сергеевка (ФГ ДДУ № 68 ДВО МО РФ.).
Лицензию на образовательную деятельность имеют все образовательные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность по программам дошкольного образования (100%).
Приём заявлений и зачисление детей ежедневно осуществляет специалист по дошкольному образованию с помощью системы «Е-услуги. Образование». По желанию родителей, место в выбранный детский сад, предоставляется в день обращения, так как в детских садах муниципалитета имеются свободные места. Организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования в 2020 -2021 учебном году, посещали 937 детей. На учете стоят дети 2019,2020,2021 года рождения -92 ребенка.
Одним из основных направлений деятельности муниципальных дошкольных образовательных организаций является привлечение детей из малообеспеченных, многодетных семей в систему дошкольного образования. Пользуются льготой 183 ребенка: 162 человека - дети из многодетных семей и 21 опекаемый ребенок. 586 семьи (665 детей) получают компенсацию части родительской платы за содержание детей в детском саду. На эти цели из краевого бюджета было выделено 3200,3 тысяч рублей.
Совершенствуется система обмена опытом и распространения его между педагогами муниципального округа (методические объединения старших воспитателей, методические объединения воспитателей, музыкальных руководителей, проводятся смотры- конкурсы методических пособий, семинары, конкурсы проектов, музыкальные, творческие фестивали), а также реализуются новые формы методической работы. Согласно мониторингу уровня освоения ООП большая часть воспитанников показывает высокий и средний уровни освоения, все выпускники ДОО поступают в 1 класс, успешно проходят период адаптации.
Предметно-пространственная среда в ДОО Пограничного муниципального округа
Во всех ДОО предметно-пространственная среда соответствуют требованиям ФГОС ДО: в группах достаточно места для детей, взрослых, оборудования; достаточно мебели для игр и проведения НОД; оборудованы центры интересов, которые дают возможность детям приобрести разнообразный учебный опыт; в группах предусмотрены места для уединения; оборудовано пространство для развития крупной и мелкой моторики.
Предметно-пространственная среда на свежем воздухе соответствует возрастным потребностям воспитанников, имеются веранды, теневые навесы, малые игровые и спортивные формы, оборудованы места для физкультурных занятий, имеются зоны для наблюдения. Предметно-пространственная среда ДОО, доступная воспитанникам группы вне группового помещения соответствует требованиям не во всех детских садах, так спортивные/музыкальные залы совмещены.
Для успешной реализации основной образовательной программы в детских садах организованы следующие психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
При реализации основной образовательной программы допускается проведение оценки индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, учителя - логопеды). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. Наполняемость групп определяется с учетом возраста детей.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
— создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
— создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
— поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
— создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
— развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
— развитие умения детей работать в группе сверстников;
5) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
— создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
— организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
— поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
— оценку индивидуального развития детей;
6) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
7)
В целях эффективной реализации основной образовательной программы созданы условия для:
1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;
2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);
3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в группах, созданы условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими программу, учитывается индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида. Организация создает возможности: 1) для предоставления информации об основной образовательной программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности; 2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию программы, в том числе в информационной среде; 3) для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией программы.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН.
Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ округа созданы необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Работа с родителями и родительской общественностью
В дошкольном воспитании и обучении следует принимать во внимание все факторы, которые имеют влияние на жизнь и развитие ребенка. Следовательно, очень важно выстраивать работу с ребенком во взаимодействии с родителями, окружением. Необходимо учитывать все особенности: социальное положение, историю семьи, культурные особенности и традиции страны, характер и особенности ребенка. Повседневное общение с родителями и их вовлечение в процессы адаптации и обучения должны быть одной из главных задач коллектива дошкольной организации. В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов мы ставим целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие перед системой образования, предполагают повышение ответственности родителей за результативность учебно- воспитательного процесса.
Проблема вовлечения родителей в процесс детского развития, воспитания и обучения будут решены через:
- повышение педагогической культуры родителей;
- включение родителей в деятельность дошкольной организации. Перед системой дошкольного образования округа ставится задача вовлечения родителей стать активными участниками педагогического процесса путем оказания им помощи в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Для достижения данной цели предусматривается:
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- объединение усилий семьи и дошкольной организации для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, позитивного настроя на общение родителей, воспитанников и педагогов дошкольной организации;
- подготовка педагогов для установления конструктивного сотруднического взаимоотношения с родителями и законными представителями детей.
В работе с родителями в детских садах используются новые форматы родительских собраний, которые проходят в виде тренингов, семинаров, педагогического совета с участием родителей, нетрадиционных форм общения, направленные на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к дошкольной организации, где родители должны лучше знать своего ребенка, видеть его в другой, новой для себя обстановке, взаимодействовать с педагогами. Рекомендуется проведение индивидуальных и групповых консультаций, родительских собраний, дискуссии по проблеме, «устные журналы», педагогические гостиные, вечера вопросов и ответов, «ток-шоу», просмотр видеозаписей занятий и режимных моментов с последующим обсуждением и другие. Для родителей детей старшего дошкольного возраста широко используются интерактивные методы активизации, интервьюирование, рейтинговой оценки обсуждаемой проблемы, обсуждение несколько различных точек зрения.
Общие подходы к оцениванию качества дошкольного образования и модели оценки объектов мониторинга качества дошкольного образования
Для оценивания качества образования используется сочетание внутренней и внешней моделей оценивания, а также интегрированный анализ результатов оценки. Сквозным элементом внутренней и внешней моделей оценивания и основой для интегрированного анализа результатов оценки является система показателей качества. Система показателей качества дошкольного образования округа разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в Российской Федерации», регулирующим работу организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования. Система включает показатели, связанные с реализацией образовательной деятельности и оказания услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО:
- Образовательные ориентиры.
- Образовательная программа.
- Содержание образовательной деятельности.
- Образовательный процесс.
-Образовательные условия.
- Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
- Взаимодействие с родителями.
- Здоровье, безопасность и повседневный уход.
- Управление и развитие.
В оценке качества используется следующая градация:
0 б. - неприменимо, например, отсутствуют дети - инвалиды и дети с ОВЗ
1 б. - требуется доработка
2 б. - стремится к базовому уровню
3 б. - базовый уровень
4 б. - хорошее качество
5 б. - превосходное качество
Комплексный анализ результатов мониторинга дошкольного образования осуществляется на основе полученных данных. Анализ результатов проводится по следующим направлениям:
-анализ качества образовательных ориентиров;
-анализ качества документальной основы и регламентации образовательной деятельности и деятельности по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО, планирования образовательной деятельности и выстраивания ее содержания;
-анализ качества образовательного процесса в ДОО;
-анализ качества взаимоотношений и взаимодействия участников образовательных отношений, в том числе с родителями/законными представителями воспитанников ДОО;
-анализ качества образовательных условий ДОО, включая качество организации пространства и его оснащения (предметно пространственной среды во внутреннем помещении и на внешней территории);
-анализ качества образования детей с ОВЗ в ДОО;
-анализ качества процессов и условий по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО (здоровье, безопасность и повседневный уход);
-анализ качества процессов управления и развития ДОУ.
По итогам комплексного анализа качества образовательной деятельности составляются аналитические отчеты на уровне ДОО и муниципалитета и формируются рекомендации по развитию качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО.
По результатам мониторинга уровня освоения ООП ДОО можно сделать следующие выводы:
- дошкольные образовательные учреждения проводят целенаправленную работу по улучшению уровня освоения ООП ДОО.
- количество детей с низким уровнем освоения ООП ДОУ к концу учебного года уменьшилось, соответственно произошло увеличение количества детей со средним уровнем.
В Пограничном муниципальном округе определены и охарактеризованы задачи оценки качества образования, применимые показатели, а также методы сбора и обработки информации по каждой задаче отдельно.
В результате будет обеспечен сбор и анализ данных состояния дошкольного образования для принятия необходимых управленческих решений по совершенствованию качества дошкольного образования в округе, осуществляется своевременное информирование о качестве образования в муниципалитете и эффективности реализации норм соответствия требованиям к качеству дошкольного образования.
Совершенствование качества дошкольного образования Задачи |
Показатели |
Методы сбора |
Периодичность |
Повышать качество образовательных программ дошкольного образования |
-доля ДОУ, в которых разработаны и реализуются образовательные программы дошкольного образования, соответствующие требованиям ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательных программ дошкольного образования; -уровень доступности дошкольного образования; - образовательные программы, учебный план, рабочие программы |
Формализов анный сбор статистическ их данных с применением электронных таблиц, информация на сайте ДОУ |
Ежегодно, сентябрь, май |
Повышать качество содержания образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях по образовательным областям |
-доля ДОУ, в которых содержание образовательной программы ДО обеспечивает развитие личности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей; |
Формализов анный сбор статистическ их данных с применение м электронных таблиц, сайты ДОУ |
Ежегодно, август, май |
Повышать качество образовательных условий в дошкольных образовательных организациях |
доля ДОО, в которых созданы условия для обучающихся с ОВЗ; - доля ДОО с низким / высоким уровнем качества образовательной среды; - доля ДОО, в которых кадровые условия соответствуют требованиям ФГОС ДО: Обеспеченность ДОО педагогическими кадрами (%) -доля педагогических работников, аттестованных на первую, высшую квалификационную категорию; -доля педагогических кадров, прошедших курсы повышения квалификации по актуальным вопросам дошкольного образования за последние 3 года; -доля педагогических работников с высшим образованием; -доля ДОУ, в которых развивающая предметнопространственная среда (групповых помещений) соответствует требованиям ФГОС ДО: в группе достаточно места для детей, размещения оборудования; достаточно мебели для повседневного ухода, игр, обучения; в группе оборудованы центры интересов, которые дают возможность приобрести опыт в разных видах деятельности; имеется место для уединения; предметно-пространственная среда на свежем воздухе, доступная воспитанникам группы, соответствует возрастным потребностям ребенка; предметно-пространственная среда ДОУ, доступная воспитанникам группы вне групповых помещений: (наличие спортивного зала, музыкального зала, специализированных кабинетов (логопеда, психолога) -доля ДОУ, в которых психолого-педагогические условия соответствуют требованиям ФГОС ДО: использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; защита детей от всех форм физического и психического насилия психолого-педагогические условия |
Формализов анный сбор статистическ их данных с применение м электронных таблиц |
Ежегодно- январь, март |
Совершенствовать систему взаимодействия с семьей |
- доля ДОУ, в которых организовано взаимодействие с семьей: число родителей, участвующих в образовательной деятельности ДО; удовлетворенность родителей качеством дошкольного образования; наличие индивидуальной поддержки развития детей в семье |
Формализов анный сбор статистическ их данных с применение м электронных таблиц, сайты ДОУ |
Ежегодно апрель, май |
Совершенствовать условия по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу |
-доля ДОУ, в которых созданы условия по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу за детьми (состояние здоровья воспитанников; в ДОУ созданы санитарно- гигиенические условия; в ДОУ проводятся мероприятия по сохранению и укреплению здоровья); в ДОУ организован процесс питания в соответствии с установленными требованиями; в ДОУ организовано медицинское обслуживание; обеспечена безопасность внутренних помещений ДОУ (групповых и вне групповых); обеспечена безопасность территории ДОУ для прогулок на свежем воздухе; проводится контроль за чрезвычайными ситуациями и несчастными случаями), - реестр дошкольников (группа здоровья, физ. группа, психологопедагогическая характеристика, тип ОВЗ, решение комиссии ПМПК), посещаемость организаций, число случаев заболевания воспитанников, распределение воспитанников по группам. |
Формализованный сбор статистических данных с применением электронных таблиц, сайты ДОУ |
Ежеквартально (сентябрь, декабрь, март, июнь) |
Совершенствовать условия по повышению качества управления в дошкольных образовательных организациях |
- доля руководителей ДОО, обладающих требуемым качеством профессиональной подготовки, от общего числа руководителей всех ДОО в муниципалитете; - доля ДОО, в которых функционирует ВС ОКО; доля ДОО, в которых разработана программа развития. |
Формализов анный сбор статистическ их данных с применением электронных таблиц |
Ежегодно, сентябрь, июнь |