АДМИНИСТРАЦИЯ
ПОГРАНИЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
04.12.2019 п. Пограничный № 706
Об утверждении Порядка оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) по местным налогам
В соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года № 796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», постановлением Администрации Приморского края от 14 сентября 2018 года N 440-па "Об утверждении Порядка оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) по региональным налогам, установленных законами Приморского края в пределах полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации, и порядка формирования и утверждения перечня налоговых льгот (налоговых расходов) Приморского края по региональным налогам, установленных законами Приморского края в пределах полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации", и с целью повышения уровня качества прогнозирования результатов предоставления налоговых льгот администрация Пограничного муниципального района
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
- Утвердить Порядок оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) по местным налогам (далее - Порядок) (прилагается).
- Отраслевым (функциональным) подразделениям администрации Пограничного муниципального района при проведении оценки эффективности реализации муниципальных программ учитывать оценку налоговых расходов.
- Отраслевым (функциональным) подразделениям администрации Пограничного муниципального района обеспечить распределение налоговых льгот (налоговых расходов) по муниципальным программам исходя из соответствия целей налоговых льгот (налоговых расходов) приоритетам и целям социально-экономического развития, определенным в соответствующих муниципальных программах.
- Пункты 1, 2, 3 настоящего постановления вступают в силу с 1 января 2020 года.
- Настоящее постановление опубликовать в общественно-политической газете «Вестник Приграничья» и разместить на официальном сайте администрации Пограничного муниципального района.
Глава администрации муниципального района О.А.Александров
УТВЕРЖДЕН
постановлением администрации
Пограничного муниципального района
от 04.12.2019 № 706
ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ (НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ) ПО МЕСТНЫМ НАЛОГАМ
- Общие положения
- Настоящий Порядок определяет правила проведения оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) по местным налогам, установленных муниципальными правовыми актами Думы Пограничного муниципального района в пределах полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению муниципальных образований (далее - оценка эффективности).
- Оценка эффективности применяется в отношении налоговых льгот (налоговых расходов) по следующим видам налогов:
налог на имущество физических лиц;
земельный налог.
- Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:
налоговые льготы - установленные муниципальными правовыми актами Думы Пограничного муниципального района в соответствии со статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготы по налогам и сборам;
налоговые расходы - налоговые льготы, а также не относимые к налоговым льготам пониженные ставки соответствующих налогов для отдельных категорий налогоплательщиков, установленные муниципальными правовыми актами Думы Пограничного муниципального района в качестве мер муниципальной поддержки в соответствии с целями муниципальных программ Пограничного муниципального округа и целями социально-экономического развития Пограничного муниципального округа, не относящимися к муниципальным программам;
куратор - при оценке программных налоговых льгот (налоговых расходов) - отраслевое (функциональное) подразделение администрации Пограничного
муниципального района, уполномоченное проводить оценку эффективности налоговых льгот (налоговых расходов), - ответственный исполнитель соответствующей муниципальной программы; при оценке нераспределенных и непрограммных налоговых льгот (налоговых расходов) - отраслевое (функциональное) подразделение администрации Пограничного муниципального района, инициирующее введение льготы;
нормативные характеристики налоговых расходов - сведения о положениях муниципальных правовых актов, принятых Думой Пограничного муниципального района, которыми установлены налоговые льготы, освобождения и иные преференции по местным налогам, наименования налогов, по которым установлены льготы, категории плательщиков, для которых предусмотрены льготы. Нормативные характеристики налоговых расходов формируются финансовым управлением администрации Пограничного муниципального района и отражаются в Перечне налоговых расходов Пограничного муниципального округа;
фискальные характеристики налоговых расходов - сведения об объеме льгот, предоставленных плательщикам, о численности получателей льгот, об объеме налогов, задекларированных налогоплательщиками - льготополучателями для уплаты в краевой бюджет и бюджет Пограничного муниципального округа, а также об общей численности налогоплательщиков в отчетном финансовому году и базовом объеме налогов, задекларированных для уплаты в краевой бюджет и бюджет Пограничного муниципального округа. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 9 по Приморскому краю (далее - МИФНС России N 9 по Приморскому краю) в соответствии с абзацем 3 пункта 9 раздела II настоящего Порядка предоставляет информацию о фискальных характеристиках налоговых расходов за оцениваемый год, а также информацию о фискальных характеристиках стимулирующих налоговых расходов за 6 лет, предшествующих отчетному финансовому году;
целевые характеристики налогового расхода понимаются сведения о целях предоставления налоговых льгот, показателях, целевых индикаторах достижения целей предоставления льготы, а также иные характеристики предоставленных налоговых льгот. Целевые характеристики налоговых расходов формируются кураторами налоговых расходов и предоставляются в финансовое управление администрации Пограничного муниципального района в соответствии с пунктом 17 раздела V настоящего Порядка для отражения в Перечне налоговых расходов Пограничного муниципального округа;
- Оценка эффективности проводится отдельно по каждому виду (направлению) налоговых льгот (налоговых расходов).
- Все налоговые льготы (налоговые расходы) подлежат распределению по муниципальным программам исходя из соответствия целей указанных налоговых льгот (налоговых расходов) приоритетам и целям социально-экономического развития, определенным в соответствующих муниципальных программах. Распределение налоговых льгот (налоговых расходов) по муниципальным программам непосредственно необходимо для процедуры их оценки через увязку с соответствующими мероприятиями и индикаторами (показателями).
Отдельные налоговые льготы (налоговые расходы) могут соответствовать нескольким целям социально-экономического развития, отнесенным к разным муниципальным программам. В этом случае они относятся к нераспределенным налоговым льготам (налоговым расходам).
Налоговые льготы (налоговые расходы), которые не соответствуют перечисленным выше критериям, относятся к непрограммным налоговым льготам (налоговым расходам).
Налоговые льготы (налоговые расходы) разделяются на 3 типа в зависимости от целевой составляющей:
а) социальная - поддержка отдельных категорий граждан;
б) финансовая - устранение/уменьшение встречных финансовых потоков;
в) стимулирующая - привлечение инвестиций и расширение экономического потенциала (включая создание новых рабочих мест, улучшение условий труда).
К социальным налоговым льготам (налоговым расходам) относятся налоговые льготы (налоговые расходы), установленные для отдельных социально незащищенных групп населения, социально ориентированных некоммерческих организаций, организаций, конечной целью которых является поддержка населения, а также иных категорий налогоплательщиков, в случае если целью налоговых льгот (налоговых расходов) не является стимулирование экономической активности и увеличение налоговых поступлений в местный бюджет.
К финансовым налоговым льготам (налоговым расходам) относятся налоговые льготы (налоговые расходы), установленные в целях уменьшения расходов налогоплательщиков, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет бюджета Пограничного муниципального округа.
К стимулирующим налоговым льготам (налоговым расходам) относятся налоговые льготы (налоговые расходы), установленные в целях стимулирования экономической активности для увеличения налоговых поступлений в местный бюджет.
- Оценка эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) осуществляется на основании информации Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Приморскому краю (далее - МИФНС).
- Оценка эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) проводится ежегодно за год, предшествующий отчетному финансовому году.
- Порядок проведения оценки эффективности
налоговых льгот (налоговых расходов)
- Оценка эффективности по предоставляемым налоговым льготам (налоговым расходам) проводится ежегодно, но не позднее 1 июня текущего года.
Оценка эффективности по налоговым льготам (налоговым расходам), предлагаемым к введению, проводится на стадии подготовки проекта муниципального правового акта Думы Пограничного муниципального района, устанавливающего налоговую льготу (налоговый расход), в соответствии с критериями оценки, установленными в пункте 11 настоящего Порядка.
- В целях проведения оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов):
до 1 февраля текущего финансового года финансовое управление администрации Пограничного муниципального района направляет в МИФНС сведения о категориях налогоплательщиков - получателей налоговой льготы (налогового расхода) с указанием обусловливающих соответствующие налоговые льготы (налоговые расходы) положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) муниципальных правовых актов Думы Пограничного муниципального района;
до 1 апреля текущего финансового года МИФНС (на основании запроса финансового управления администрации Пограничного муниципального района) направляет в финансовое управление администрации Пограничного муниципального района информацию за год, предшествующий отчетному, а также уточненные данные
за иные отчетные периоды в целях оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) в случае необходимости, с учетом актуальной информации по налоговым декларациям по состоянию на 1 марта текущего финансового года, содержащую: перечень категорий налогоплательщиков - получателей налоговой льготы (налогового расхода) с той же детализацией, как они установлены муниципальными правовыми актами Думы Пограничного муниципального района;
сведения о суммах предоставленных налоговых льгот (налоговых расходов) за счет бюджета Пограничного муниципального округа по каждой категории налогоплательщиков - получателей налоговой льготы (налогового расхода) и в целом по Пограничному муниципальному округу;
сведения об объемах налоговых поступлений в бюджет Пограничного муниципального округа по каждой категории налогоплательщиков - получателей налоговой льготы (налогового расхода) и в целом по Пограничному муниципальному округу - в отношении стимулирующих налоговых льгот (налоговых расходов);
до 10 апреля текущего финансового года финансовое управление администрации Пограничного муниципального района доводит полученную от МИФНС информацию до кураторов налоговых льгот (налоговых расходов);
до 1 мая текущего финансового года кураторы налоговых льгот (налоговых расходов) представляют в финансовое управление администрации Пограничного муниципального района результаты проведенной оценки эффективности;
до 1 сентября текущего финансового года финансовое управление администрации Пограничного муниципального района размещает заключение о результатах ежегодной оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) на официальном сайте Администрации Пограничного муниципального района на странице финансового управления администрации Пограничного муниципального района.
III. Критерии оценки эффективности
налоговых льгот (налоговых расходов)
- Оценка эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) осуществляется в два этапа:
1 этап - оценка целесообразности осуществления налоговых льгот (налоговых расходов);
2 этап - оценка результативности налоговых льгот (налоговых расходов).
- Обязательными критериями целесообразности осуществления налоговых льгот (налоговых расходов) являются:
соответствие налоговых льгот (налоговых расходов) (в том числе нераспределенных) целям и задачам муниципальных программ (их структурных элементов) или иным целям социально-экономической политики Пограничного муниципального округа (в отношении непрограммных налоговых расходов);
востребованность налоговой льготы (налогового расхода), освобождения или иной преференции;
отсутствие значимых отрицательных внешних эффектов.
Невыполнение хотя бы одного из указанных критериев свидетельствует о недостаточной эффективности рассматриваемых налоговых льгот (налоговых расходов). В этом случае куратору надлежит рекомендовать рассматриваемую налоговую льготу (налоговый расход) к отмене либо сформулировать предложения по совершенствованию механизма ее действия.
- Оценка результативности производится на основании влияния налоговой льготы (налогового расхода) на результаты реализации соответствующей муниципальной программы (ее структурных элементов) либо достижение целей муниципальной политики, не отнесенных к действующим муниципальным программам (для налоговых расходов, отнесенных к непрограммным), и включает оценку бюджетной эффективности налоговой льготы (налогового расхода).
12.1. В качестве критерия результативности определяется не менее одного показателя (индикатора), на значение которого оказывает влияние рассматриваемая налоговая льгота (налоговый расход), непосредственным образом связанного с показателями конечного результата реализации муниципальной программы (ее структурных элементов) либо результата достижения цели, определенной при предоставлении налоговой льготы (для налоговых расходов, отнесенных к непрограммным или нераспределенным).
12.2. Оценке подлежит вклад налогового расхода, соответствующего налоговой льготе, в изменение значения соответствующего показателя (индикатора) как разница между значением показателя с учетом наличия налоговой льготы (налогового расхода) и без ее учета.
12.3. В целях проведения оценки бюджетной эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) осуществляется сравнительный анализ их результативности с альтернативными механизмами достижения поставленных целей и задач, включающий сравнение затратности альтернативных возможностей с текущим
объемом налоговых льгот (налоговых расходов), рассчитывается удельный эффект (прирост показателя (индикатора) на 1 рубль налоговых расходов и на 1 рубль бюджетных расходов (для достижения того же эффекта) в случае применения альтернативных механизмов).
В целях настоящего пункта в качестве альтернативных механизмов могут учитываться в том числе:
субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки соответствующих категорий налогоплательщиков за счет средств бюджета Пограничного муниципального округа;
предоставление государственных (муниципальных) гарантий по обязательствам соответствующих категорий налогоплательщиков;
совершенствование нормативного регулирования и (или) порядка осуществления контрольно-надзорных функций в сфере деятельности соответствующих категорий налогоплательщиков.
Оценка бюджетной эффективности стимулирующих налоговых льгот (налоговых расходов) наряду со сравнительным анализом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, предусматривает оценку совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) указанных налоговых льгот (налоговых расходов), осуществляемую в соответствии с пунктом 12.4 настоящей методики.
12.4. Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых льгот (налоговых расходов) определяется отдельно по каждой налоговой льготе (налоговому расходу). В случае если для отдельных категорий налогоплательщиков установлены налоговые льготы (налоговые расходы) по нескольким налогам, оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых льгот (налоговых расходов) определяется в целом по данной категории налогоплательщиков.
Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых льгот (налоговых расходов) определяется за период с начала действия налоговой льготы (налогового расхода) или за пять лет, предшествующих отчетному, в случае если налоговая льгота (налоговый расход) действует более шести лет на момент проведения оценки эффективности, по следующей формуле:
Nij - объем налоговых поступлений в бюджет Пограничного муниципального округа от j-го налогоплательщика - получателя льготы (расхода) в i-ом году.
При определении объема налоговых поступлений в бюджет Пограничного муниципального округа от налогоплательщиков - получателей налоговой льготы (налогового расхода) учитываются поступления по налогу на доходы физических лиц, специальным налоговым режимам и земельному налогу.
В случае если налоговая льгота (налоговый расход) действует менее шести лет на момент проведения оценки эффективности, объем налоговых поступлений в бюджет Пограничного муниципального округа от налогоплательщиков - получателей льготы (расхода) в отчетном году, текущем году, очередном году и (или) плановом периоде оценивается куратором льготы на основании показателей социально-экономического развития Пограничного муниципального округа.
B0ij - базовый объем налоговых поступлений в бюджет Пограничного муниципального округа от j-го налогоплательщика - получателя льготы (расхода) в базовом году:
B0ij = N0ij + L0ij, где:
N0ij - объем налоговых поступлений в бюджет Пограничного муниципального округа от j-го налогоплательщика - получателя льготы (расхода) в базовом году;
L0ij - объем налоговых льгот (налоговых расходов) по виду налога, полученных j-ым налогоплательщиком - получателем льготы (расхода) в базовом году.
Под базовым годом понимается год, предшествующий году начала применения налоговой льготы (налогового расхода) j-ым налогоплательщиком - получателем льготы (расхода), либо в пятом году, предшествующем отчетному году, в случае если налогоплательщик - получатель льготы (расхода) пользуется льготой (расходом) более шести лет;
gi - номинальный темп прироста налоговых доходов Пограничного муниципального округа в i-ом году по отношению к базовому году (номинальный темп прироста налоговых доходов Пограничного муниципального округа определяется департаментом финансов Администрации Приморского края и доводится до финансового управления администрации Пограничного муниципального района позднее 1 апреля текущего финансового года);
mi - количество налогоплательщиков получателей налоговой льготы (налогового расхода) в i-ом году;
r - расчетная стоимость среднесрочных рыночных заимствований Пограничного муниципального района:
r = iинф + p + c, где:
iинф - целевой уровень инфляции, определяемый на уровне 4 процента;
p - реальная процентная ставка, определяемая на уровне 2,5 процента;
c - кредитная премия за риск.
Кредитная премия за риск определяется в зависимости от отношения муниципального долга Пограничного муниципального округа по состоянию на 1 января текущего финансового года к налоговым и неналоговым доходам отчетного периода:
а) если указанное отношение составляет менее 50 процентов, кредитная премия за риск принимается равной 1 проценту;
б) если указанное отношение составляет от 50 до 100 процентов, кредитная премия за риск принимается равной 2 процентам;
в) если указанное отношение составляет более 100 процентов, кредитная премия за риск принимается равной 3 процентам.
12.5. По итогам оценки результативности куратором формируется заключение:
о значимости вклада налоговых льгот (налоговых расходов) в достижение соответствующих показателей (индикаторов);
о наличии (отсутствии) более результативных (менее затратных) альтернативных механизмов достижения поставленных целей и задач.
- IV. Результаты оценки эффективности
налоговых льгот (налоговых расходов)
- По результатам оценки эффективности соответствующих налоговых льгот (налоговых расходов) куратор формулирует общий вывод о степени их эффективности и рекомендации по целесообразности их дальнейшего осуществления.
Исходные данные, результаты оценки эффективности налоговых расходов и рекомендации по результатам такой оценки представляются кураторами в финансовое управление администрации Пограничного муниципального района в срок, установленный настоящим порядком.
Результаты оценки эффективности налоговых расходов подлежат учету при оценке эффективности реализации соответствующих муниципальных программ.
- Финансовое управление администрации Пограничного муниципального района формирует итоговую оценку эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) Пограничного муниципального округа на основе данных, представленных кураторами.
Результаты указанной оценки учитываются при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики Пограничного муниципального округа в части целесообразности сохранения соответствующих налоговых льгот (налоговых расходов) в очередном финансовом году и плановом периоде.
V Порядок формирования перечня
налоговых расходов Пограничного муниципального округа
- Перечень налоговых расходов Пограничного муниципального округа формируется в разрезе муниципальных программ и их структурных элементов, а также направлений деятельности, не входящих в муниципальные программы, и включает указания на обусловливающие соответствующие налоговые расходы положения (статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) муниципальных правовых актов.
- Проект перечня налоговых расходов Пограничного муниципального округа на очередной финансовый год и плановый период (далее - проект перечня налоговых расходов) формируется финансовым управлением администрации Пограничного муниципального района ежегодно в срок до 01 ноября текущего финансового года по форме согласно Приложению и направляется на согласование в отраслевые (функциональные) подразделения администрации Пограничного муниципального района, которые предлагается определить в качестве кураторов налоговых расходов.
- Отраслевые (функциональные) подразделения администрации Пограничного муниципального района срок до 15 ноября текущего финансового года:
а) рассматривают проект перечня налоговых расходов на предмет предлагаемого распределения налоговых расходов Пограничного муниципального округа в соответствии с целями муниципальных программ Пограничного муниципального округа, мероприятиями муниципальных программ Пограничного муниципального округа и (или) целями социально-экономического развития Пограничного муниципального округа, не относящимися к муниципальным программам Пограничного муниципального округа, и на предмет определения кураторов налоговых расходов;
б) направляют в финансовое управление администрации Пограничного муниципального района замечания и предложения по уточнению проекта перечня налоговых расходов. Предложения, предполагающие изменение куратора налогового
расхода, подлежат согласованию с предлагаемым в предложении куратором налогового расхода.
- В случае если по истечении срока, указанного в пункте 17, в финансовое управление администрации Пограничного муниципального района не поступили замечания и предложения, предусмотренные подпунктом «б» пункта 17, проект перечня налоговых расходов считается согласованным.
- В случае несогласия с замечаниями и предложениями, поступившими в соответствии с подпунктом «б» пункта 17, финансовое управление администрации Пограничного муниципального района в срок до 25 ноября текущего финансового года проводит согласительные совещания с участием предложенных кураторов налоговых расходов. Итоги согласительного совещания оформляются протоколом.
- Финансовое управление администрации Пограничного муниципального района по итогам согласительных совещаний, с учетом замечаний и предложений, указанных в подпункте «б» пункта 17, в отношении которых отсутствуют возражения финансового управления администрации Пограничного муниципального района, в срок до 01 декабря текущего финансового года дорабатывает проект перечня налоговых расходов и размещает перечень налоговых расходов на официальном сайте администрации Пограничного муниципального района.
- В случае внесения в текущем финансовом году изменений в перечень муниципальных программ Пограничного муниципального округа, структурные элементы муниципальных программ Пограничного муниципального округа и (или) в случае изменения полномочий кураторов налоговых расходов, в связи с которыми возникает необходимость внесения изменений в перечень налоговых расходов, кураторы налоговых расходов в срок не позднее 10 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений направляют в финансовое управление администрации Пограничного муниципального района соответствующую информацию для уточнения перечня налоговых расходов Пограничного муниципального округа.
- Финансовое управление администрации Пограничного муниципального района в срок не позднее 7 рабочих дней со дня поступления информации, указанной в пункте 21, вносит уточненные сведения в перечень налоговых расходов Пограничного муниципального округа и размещает уточненный перечень налоговых расходов Пограничного муниципального округа на официальном сайте администрации Пограничного муниципального района.