Отчет о деятельности финансового управления Администрации Пограничного муниципального округа за 2021 год.
В соответствии с Положением о финансовом управлении Администрации Пограничного муниципального округа, утвержденным постановлением Администрации Пограничного муниципального округа от 10.09.2020 № 22, финансовое управление является функциональным органом Администрации Пограничного муниципального округа, основными задачами деятельности которого является: организация бюджетного процесса в Пограничном муниципальном округе, составление проекта бюджета, организация исполнения бюджета, составление отчетности об исполнении бюджета, финансовый контроль за исполнением бюджета Пограничного муниципального округа.
В 2021 году бюджетная политика, реализуемая на территории Пограничного муниципального округа, была направлена на реализацию задач по обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджета, повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджета, выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию, указах Президента Российской Федерации, реализацию национальных проектов.
При исполнении бюджета Пограничного муниципального округа Администрация руководствовалась следующими приоритетами:
обеспечение сбалансированности доходов и расходов бюджетной системы Пограничного муниципального округа;
выполнение принятых бюджетных обязательств;
повышение уровня и качества жизни населения Пограничного муниципального округа;
создание условий для оказания качественных муниципальных услуг;
обеспечение открытости и прозрачности бюджета и бюджетного процесса;
соблюдение безопасного уровня дефицита бюджета;
расширение практики общественного участия населения в процедуре обсуждения проекта бюджета и отчета об его исполнении;
ограничение роста расходов бюджета, не обеспеченных стабильными доходными источниками.
Сбалансированная политика Администрации позволила не только сохранить объем собственных доходов бюджета Пограничного муниципального округа, но и обеспечить их рост.
млн.руб.
Наименование показателя |
План на 2021 год |
Исполнено за 2021 год |
% исполнения |
Доходы – всего, в том числе |
859,86 |
855,15 |
99,5 |
Налоговые и неналоговые доходы |
334,3 |
355,8 |
106,4 |
Безвозмездные поступления |
525,6 |
499,4 |
95 |
Расходы |
875,8 |
825,4 |
94,3 |
Дефицит (-), профицит (+) |
-15,9 |
+229,7 |
|
Источники покрытия дефицита |
15,9 |
||
- кредиты |
|||
- остатки на начало года |
15,9 |
Доходная часть бюджета по сравнению с 2020 годом:
млн.руб.
Виды доходов |
2020г. |
2021г. |
2021г. в % к 2020г. |
Налоговые |
297,3 |
331,4 |
111,5 |
Неналоговые |
27,9 |
24,3 |
87,1 |
Итого собственные |
325,2 |
355,7 |
109,4 |
Безвозмездные перечисления |
391,1 |
499,4 |
127,7 |
ВСЕГО |
716,3 |
855,1 |
119,4 |
Увеличение собственных доходов на 30,5 млн.руб. (11,5 %) к уровню прошлого года обеспечено увеличением в 2021 году поступлений разовых платежей и увеличение платежей за счет роста физических показателей деятельности организаций.
В целях повышения поступлений налоговых и неналоговых доходов, сокращения недоимки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет Пограничного муниципального района администрацией в 2021 году проводилась большая работа по поиску внутренних резервов.
Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы в Администрации действует План мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Пограничного муниципального района на период с 2018 по 2024 годы, предусматривающий:
обеспечение роста поступлений налогов и других обязательных платежей в местный бюджет;
снижение недоимки по местным налогам, оптимизация расходов, в том числе за счет снижения неэффективных затрат;
проведение оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам.
В рамках реализации Плана:
проводился ежедневный мониторинг налоговых и неналоговых поступлений, что позволило своевременно реагировать на динамику поступлений в течение года и принимать эффективные меры по мобилизации доходов в местный бюджет;
ежеквартально проводились заседания Межведомственной комиссии по налоговой и социальной политике при главе Пограничного муниципального округа.
Межведомственная комиссия по налоговой и социальной политике в 2021 году провела 4 заседания, на которых заслушано 16 налогоплательщиков, в том числе 4 юридических лица, 6 индивидуальных предпринимателей, 6 физических лиц. До заседаний комиссии погасили задолженность по налоговым платежам 32 налогоплательщика.
На заседаниях комиссии рассматривались вопросы погашения предприятиями и организациями задолженности в бюджет по налогам и сборам, арендной плате за земельные участки, предоставление «нулевой» отчетности, задолженности по выплате заработной работникам, а также повышения заработной платы работникам.
В результате работы комиссии за 2021 год предприятиями погашена задолженность во все уровни бюджетов в сумме 2305,3 тыс. руб.
Комиссией были направлены письма 39 налогоплательщикам по вопросу задолженности по налогам со специальным налоговым режимом. В результате работы комиссии погашена задолженность в сумме 389,1 тыс. руб.
Так же Комиссией было направлено 35 писем налогоплательщикам по вопросу задолженности по земельному налогу, на заседании комиссии заслушано 8 налогоплательщиков. В результате работы комиссии погашена задолженность в сумме 242,8 тыс. руб.
Комиссией направлялись письма 51 налогоплательщику по вопросу задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. На заседании комиссии заслушано 4 налогоплательщика. В результате работы комиссии погашена задолженность в сумме 819,2 тыс. руб.
Одним из направлений работы комиссии являются мероприятия, направленные на легализацию заработной платы, доведение ее до прожиточного минимума, установленного в Приморском крае, обеспечение дополнительных поступлений налогов в бюджет за счет повышения работодателями заработной платы работникам. Комиссией направлялись письма 10 руководителям предприятий по вопросу низкой заработной платы работников. На заседании комиссии заслушаны 2 руководителя предприятий по данному вопросу. Комиссией рекомендованы сроки повышения заработной платы работникам.
В целях повышения эффективности администрирования неналоговых доходов организована адресная работа с арендаторами, имеющими задолженность по арендной плате за земельные участки; проводилась оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам.
В 2021 году финансовым управлением помимо решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период и внесение изменений в решение о бюджете на текущий финансовый год и плановый период были подготовлены и направлены в Думу Пограничного муниципального округа проекты МПА:
- Порядок предоставления муниципальных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджета Пограничного муниципального округа;
- О признании утратившими силу некоторых решений муниципальных комитетов поселений и муниципальных правовых актов Пограничного муниципального района.
В целях мобилизации дополнительных доходов, во исполнение пункта 3.8 «Дорожной карты, направленной на мобилизацию дополнительных доходов консолидированного бюджета Приморского края на 2020-2022 годы за счет повышения эффективности налогообложения имущества», утвержденной Первым вице-губернатором Приморского края – председателем Правительства Приморского края В.Г. Щербиной, проведена инвентаризация налоговых льгот и пониженных налоговых ставок, в Думу Пограничного муниципального округа направлен проект «О внесении изменений в муниципальный правовой акт Пограничного муниципального района «О земельном налоге на территории Пограничного муниципального округа» - ставки 1 процент в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, сооружений промышленности и 0,1 процент от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков под объектами бытового обслуживания; под административно-управленческими и общественными объектами; земельных участков, занятых под объектами образования и науки, культуры и искусства, здравоохранения, социального обеспечения пересмотрены и увеличены до 1,5%, при этом, доходная часть бюджета Пограничного муниципального округа в 2023 году пополнится на 2000,0 тыс.руб.
В целях оптимизации льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в 2021 году проведена оценка эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) по местным налогам. По результатам оценки эффективности налоговые льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц признаны эффективными.
Также в течение 2021 года велась совместная работа с Федеральным казначейством по Приморскому краю в части проведения следующих мероприятий:
-по внесению изменений в Сводный реестр ГИИС «Электронный бюджет»;
-по вопросам кассового обслуживания исполнения бюджета;
-по открытию/закрытию лицевых счетов;
-по электронному документообороту, изменению статусов и выдаче новых сертификатов ключей проверки электронных подписей;
-по осуществлению контроля в сфере закупок;
-по регистрации участников в ГИС ГМП;
- по внесению изменений в подсистему «Бюджетное планирование» ГИИС «Электронный бюджет».
Ключевой задачей бюджетной политики Администрации в расходной части бюджета являлось безусловное исполнение требований и ограничений бюджетного законодательства, исполнение принятых расходных обязательств наиболее эффективным способом, мобилизация внутренних источников. Этот подход позволил предотвратить риски, связанные с принятием дополнительных не обеспеченных финансовыми ресурсами расходных обязательств, возникновением кредиторской задолженности бюджета и муниципального долга.
Исполнение бюджета Пограничного муниципального округа по расходам за 2021 год в равнении с 2020 характеризуется следующими показателями:
млн.руб.
2020 |
2021 |
% к 2020 году |
|||
Исполнено |
Доля в общем объеме расходов (%) |
Исполнено |
Доля в общем объеме расходов (%) |
||
Образование |
355,2 |
51,2 |
375,1 |
45,4 |
105,6 |
Культура |
56,0 |
8,1 |
54,4 |
6,6 |
97,1 |
Физическая культура и спорт |
13,0 |
1,9 |
1,0 |
0,1 |
7,7 |
Социальная политика |
49,1 |
7,1 |
40,2 |
4,9 |
81,9 |
Национальная экономика, ЖКХ, Дорожное хозяйство |
97,8 |
14,1 |
229,3 |
27,8 |
в 2,3 раза |
Прочие расходы |
122,6 |
17,6 |
125,4 |
15,2 |
102,3 |
ИТОГО расходов |
693,7 |
100,0 |
825,4 |
100,0 |
119 |
Структура расходной части бюджета, как и в предыдущие годы, является социально-направленной. На социально-культурную сферу в 2021 году направлено 57% расходов бюджета. Значимыми направлениями расходования средств бюджета Пограничного муниципального округа за отчетный период также являются жилищно-коммунальное хозяйство и дорожная деятельность (27,8% от общей суммы расходов).
Объем расходов бюджета по сравнению с 2020 годом увеличен на 19% или на 131,7 млн. руб.
Бюджетные ассигнования в приоритетном порядке направлялись на решение таких вопросов, как безусловное выполнение всех социальных обязательств, своевременную выплату заработной платы, увеличение оплаты труда отдельным категориям работников, с учетом установленных отраслевыми «дорожными» картами показателей, иных публичных нормативных обязательств, оплату расходов на коммунальные услуги, по содержанию муниципального имущества, выполнение целей, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года».
Для обеспечения сбалансированности бюджета Пограничного муниципального округа проводилась работа по выполнению Плана мероприятий по оптимизации расходов, за счет имеющихся резервов. Основным резервом в отчетном периоде являлось повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе путем развития контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В части реализации плана мероприятий, направленных на оптимизацию расходов, наибольший эффект получен за счет внедрения практики использования экономии, сложившейся по результатам проведения конкурсных процедур. Такая экономия является одним из источников обеспечения новых (увеличения действующих) расходных обязательств.
В 2021 году муниципальными заказчиками Пограничного муниципального округа размещено 363 электронных аукциона. По итогам проведения торгов заключено 271 контракт на сумму 301,1 млн.руб. Экономия средств от конкурентных способов закупки составила 45,2 млн. руб. и была направлена на увеличение объема выполняемых мероприятий и покрытие дефицита бюджета Пограничного муниципального округа.
Также заключено 2765 контрактов, договоров с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на сумму 110,8 млн.руб.
В целях соблюдения мер, предусмотренных пунктом 2 статьи 130 Бюджетного кодекса РФ, в течение года осуществлялся контроль за соблюдением нормативов расходов на содержания органов местного самоуправления, установленным администрацией Приморского края. В 2021 году расходы на содержание органов местного самоуправления составили 16,48 % от общего объема доходов бюджета округа при установленном нормативе 25,57%.
В целях повышения эффективности и результативности использования бюджетных ресурсов бюджет Пограничного муниципального округа формировался по программно - целевому принципу. Муниципальными программами охвачены все сферы деятельности Администрации Пограничного муниципального округа: образование, культура, физическая культура и спорт, молодежная политика, жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство и иные сферы.
Расходы бюджета Пограничного муниципального округа за 2021 год на реализацию 16-ти муниципальных программ составили 688,4 млн. руб. Доля программных расходов, т.е. расходов, непосредственно увязанных с целями и результатами деятельности органов местного самоуправления, составила 83,4% от общего объема расходов.
В 2021 году Администрация Пограничного муниципального округа участвовала в реализации 5 федеральных проектов в составе 3-х национальных проектов.
На условиях софинансирования из трех бюджетов были предусмотрены ассигнования на реализацию таких нацпроектов, как «Экология», «Образование», «Жилье и городская среда» в сумме 140,63 млн. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 137,33 млн. руб., краевого бюджета – 3,1 млн.руб., местного бюджета – 0,2 млн. руб., в том числе:
а) национальный проект «Жилье и городская среда», федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» объем финансирования 7,1 млн. руб.: благоустроено 3 дворовых территории по адресу: пгт.Пограничный, ул.Советская, д.64,66а,68; проведена реконструкция системы наружного освещения, системы видеонаблюдения и закупка малых архитектурных форм для благоустройства центральной площади пгт.Пограничный;
б) национальный проект «Образование»:
- федеральный проект «Успех каждого ребенка» объем финансирования 3,6 млн. руб.: капитальный ремонт спортивного зала в с.Нестеровка МБОУ «Жариковской СОШ ПМО»;
- федеральный проект «Учитель будущего» объем финансирования составил 0,83 млн.руб. на единовременные выплаты молодым педагогам в размере 300,0 тыс.руб., ежемесячные выплаты 4-м молодым педагогам в размере 10,0 тыс. руб., ежемесячные выплаты 1-му наставнику в размере 5,0 тыс.руб., в 2021 году в Пограничный муниципальный округ прибыл 1 молодой специалист;
в) национальный проект «Экология», федеральный проект «Чистая вода» объем финансирования 129,1 млн. руб. освоен на строительство объектов системы питьевого водоснабжения пгт.Пограничный – 2 этап.
Все вышеперечисленные национальные проекты предусматривают бюджетные средства в рамках реализации мероприятий муниципальных программ.
Также, Администрация муниципального округа участвовала в реализации 7-ми государственных программ Приморского края. Всего привлечено в 2021 году средств субсидий из краевого бюджета на условиях софинансирования по решению вопросов местного значения на сумму 33,41 млн. руб., доля средств местного бюджета составила 1,0 млн.руб.
Работа по привлечению средств из вышестоящих бюджетов в 2022 году будет продолжена. Заявки направлены Администрацией Пограничного муниципального округа в Министерства Приморского края строго в установленные сроки.
В полном объеме обеспечено выполнение Указов Президента от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от 01 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» в части повышения оплаты труда отдельным категориям работников образования и культуры.
В целях эффективности бюджетных расходов сохраняется актуальность направления бюджетной политики, как повышение качества и результативности контрольных мероприятий, осуществляемых органом внутреннего муниципального финансового контроля и главными администраторами бюджетных средств.
В рамках исполнения полномочий по контролю финансовым управлением Администрации Пограничного муниципального округа в 2021 году проведено 46 контрольных мероприятия в финансово-бюджетной сфере. Общая сумма охваченных контрольными мероприятиями средств составила 848,0 млн. руб.
В целях совершенствования финансового контроля продолжено исполнение задач по реализации мероприятий по внедрению государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». На постоянной основе осуществлялся контроль за размещением муниципальными учреждениями информации (официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях www.bus.gov.ru) в сети Интернет.
В 2021 году на постоянной основе проводилась работа по размещению на едином портале интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» информации, касающейся бюджетного процесса, в соответствии с Порядком, установленным приказом Минфина России от 28 декабря 2016 г. № 243Н.
В целях обеспечения полного и доступного информирования граждан о бюджете и бюджетном процессе в Пограничном муниципальном округе в 2021 году применялся механизм обеспечения публичности и доступности бюджетной политики посредством Интернет портала «Бюджет для граждан», где размещалась информация о бюджетном процессе, сведения о распределении финансовых ресурсов из бюджета в доступной для граждан форме. На официальном сайте Администрации и Думы Пограничного муниципального округа размещалась ежемесячная информация об исполнении бюджета.
Проведены публичные слушания по вопросам исполнения бюджета за 2020 год, и формирования бюджета муниципального округа на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
В 2021 году Пограничный муниципальный округ принял участие в краевом конкурсе по реализации проектов инициативного бюджетирования по направлению «Твой проект». В результате открытого голосования победителями стали 2 проекта, которые в 2021 году реализованы. Для участия в реализации проектов инициативного бюджетирования по направлению «Твой проект» на 2022 год открытым голосованием гражданами отобрано 2 инициативных проекта, которые будут реализованы в 2022 году.
Проводимая работа Администрации Пограничного муниципального округа по пополнению доходной части бюджета и эффективному управлению бюджетными средствами позволила обеспечить выполнение принятых бюджетных обязательств, эффективно управлять средствами единого счета бюджета, обеспечить его ликвидность в течение всего отчетного периода и не привлекать заимствования коммерческих банков.
В результате этого в Пограничном муниципальном округе отсутствует муниципальный долг и просроченная кредиторская задолженность бюджета, что говорит о взвешенном подходе к формированию и исполнению бюджета и ответственной финансовой политике.
По результатам мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в городских округах и муниципальных районах Приморского края за 2020 год Пограничному муниципальному округу присвоена II степень качества управления бюджетным процессом.
Бюджетная политика Пограничного муниципального округа на последующие годы сохранит преемственность реализуемых мер, будет направлена на эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами, что является базовым условием для обеспечения сбалансированности бюджета.
В следующем году планируем продолжать принимать участие как в федеральных, так и в региональных государственных программах в целях создания условий для реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального округа и будем определять их с учетом мнения самих граждан по таким направлениям как благоустройство городской среды, обустройство объектов социальной инфраструктуры и прилегающих к ним территорий. Так же будет продолжена поддержка развития инициативного бюджетирования через участие граждан в конкурсах, проводимых на региональном уровне, для реализации инициативных проектов.
Начальник финансового управления И.Б.Петрова