В соответствии с Положением о финансовом управлении Администрации Пограничного муниципального округа, утвержденным постановлением Администрации Пограничного муниципального округа от 10.09.2020 № 22, финансовое управление является функциональным органом Администрации Пограничного муниципального округа, основными задачами деятельности которого является: организация бюджетного процесса в Пограничном муниципальном округе, составление проекта бюджета, организация исполнения бюджета, составление отчетности об исполнении бюджета, финансовый контроль за исполнением бюджета Пограничного муниципального округа.
Пограничный муниципальный район одним из первых стал участником административной реформы по объединению муниципального района и поселений в муниципальный округ.
В сентябре 2019 года Законодательным Собранием Приморского края принят Закон Приморского края «О Пограничном муниципальном округе» № 569-КЗ от 16 сентября 2019. В соответствии с этим, 2 сельских и городское поселения объединены с муниципальным районом в Пограничный муниципальный округ.
На этапе предварительной работы, до 1 января 2020 года были проведены организационные мероприятия для подготовки проекта бюджета муниципального округа. На заседаниях Думы района приняли МПА «О земельном налоге» и «О налоге на имущество физических лиц» на территории Пограничного муниципального округа, так же представили на утверждение Думы новую структуру администрации, которая предполагала совместную, слаженную работу специалистов района и поселений с начала 2020 года. Поселения, в свою очередь, предоставили свои действующие муниципальные программы, сметы расходов на 2020 год.
В 2019 году бюджетная политика, реализуемая администрацией Пограничного муниципального района (далее – администрация), осуществлялась в условиях преемственности целей и задач, сформированных в предыдущем бюджетном цикле, и была ориентирована на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета, повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджета, выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию, указах Президента Российской Федерации.
При исполнении бюджета Пограничного муниципального района администрация руководствовалась следующими приоритетами:
обеспечение сбалансированности доходов и расходов бюджетной системы Пограничного муниципального округа;
выполнение принятых бюджетных обязательств;
повышение уровня и качества жизни населения Пограничного муниципального округа;
создание условий для оказания качественных муниципальных услуг;
обеспечение открытости и прозрачности бюджета и бюджетного процесса;
соблюдение безопасного уровня дефицита бюджета;
расширение практики общественного участия населения в процедуре обсуждения проекта бюджета и отчета об его исполнении;
ограничение роста расходов бюджета, не обеспеченных стабильными доходными источниками.
Сбалансированная политика Администрации позволила не только сохранить объем собственных доходов бюджета Пограничного муниципального округа, но и обеспечить их рост.
млн.руб.
Наименование показателя |
План на 2020 год |
Исполнено за 2020 год |
% исполнения |
Доходы – всего, в том числе |
722,4 |
716,3 |
99,2 |
Налоговые и неналоговые доходы |
308,0 |
325,2 |
105,6 |
Безвозмездные поступления |
414,4 |
391,1 |
94,4 |
Расходы |
727,6 |
693,7 |
95,3 |
Дефицит (-), профицит (+) |
-5,2 |
+22,6 |
|
Источники покрытия дефицита |
5,2 |
||
- кредиты |
|||
- остатки на начало года |
5,2 |
Доходная часть бюджета по сравнению с 2019 годом:
млн.руб.
Виды доходов |
2019г. |
2020г. |
2020г. в % к 2019г. |
Налоговые |
259,7 |
297,3 |
114,5 |
Неналоговые |
32,9 |
27,9 |
84,8 |
Итого собственные |
292,6 |
325,2 |
111,1 |
Безвозмездные перечисления |
416,2 |
391,1 |
93,9 |
ВСЕГО |
708,8 |
716,3 |
101,1 |
Увеличение собственных доходов на 32,6 млн.руб. (14,5 %) к уровню прошлого года обеспечено увеличением на 2020 год дополнительного норматива отчислений в бюджет Пограничного муниципального округа от налога на доходы физических лиц (+5,69% (2019-48,81%, 2020-54,50%), а также поступлений разовых платежей и увеличение платежей за счет роста физических показателей деятельности организаций.
В целях повышения поступлений налоговых и неналоговых доходов, сокращения недоимки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет Пограничного муниципального района администрацией в 2020 году проводилась большая работа по поиску внутренних резервов.
Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы в Администрации действует План мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Пограничного муниципального района на период с 2018 по 2024 годы, предусматривающий:
обеспечение роста поступлений налогов и других обязательных платежей в местный бюджет;
снижение недоимки по местным налогам, оптимизация расходов, в том числе за счет снижения неэффективных затрат;
проведение оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам.
В рамках реализации Плана:
проводился ежедневный мониторинг налоговых и неналоговых поступлений, что позволило своевременно реагировать на динамику поступлений в течение года и принимать эффективные меры по мобилизации доходов в местный бюджет;
ежеквартально проводились заседания Межведомственной комиссии по налоговой и социальной политике при главе Пограничного муниципального округа.
Межведомственная комиссия по налоговой и социальной политике в 2020 году провела 4 заседания, на которых заслушано 10 налогоплательщиков, в том числе 6 юридических лица, 4 индивидуальных предпринимателей, 3 физических лица. До заседаний комиссии погасили задолженность по налоговым платежам 16-тью налогоплательщиками.
На заседаниях комиссии рассматривались вопросы погашения предприятиями и организациями задолженности в бюджет по налогам и сборам, повышения заработной платы работникам.
В результате работы комиссии в 2020 году предприятиями погашена задолженность во все уровни бюджетов в сумме 2084,2 тыс. руб.
Комиссией направлялись письма 34 налогоплательщикам по вопросу задолженности по налогам со специальным налоговым режимом. В результате работы комиссии погашена задолженность в сумме 682,2 тыс. руб.
Комиссией направлялись письма 6 налогоплательщикам по вопросу задолженности по земельному налогу, на заседании комиссии заслушан 1 налогоплательщик. В результате работы комиссии погашена задолженность в сумме 15,6 тыс. руб.
Комиссией направлялись письма 17 налогоплательщикам по вопросу задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. На заседании комиссии заслушан 1 налогоплательщик. В результате работы комиссии погашена задолженность в сумме 47,4 тыс. руб.
Одним из направлений работы комиссии являются мероприятия, направленные на легализацию заработной платы, доведение ее до прожиточного минимума, установленного в Приморском крае, обеспечение дополнительных поступлений налогов в бюджет за счет повышения работодателями заработной платы работникам. Комиссией направлялись письма 31 руководителю предприятий по вопросу низкой заработной платы работников. На заседании комиссии заслушаны 6 руководителей предприятий по данному вопросу. Комиссией рекомендованы сроки повышения заработной платы работникам.
В целях повышения эффективности администрирования неналоговых доходов организована адресная работа с арендаторами, имеющими задолженность по арендной плате за земельные участки.
В 2020 году финансовым управлением подготовлены и направлены в Думу Пограничного муниципального округа проекты МПА:
- «О внесении изменений в Положение о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Пограничном муниципальном округе» - разработано в целях предоставления дополнительных гарантий защиты прав налогоплательщиков в связи с реализацией мероприятий по предотвращению распространения на территории Пограничного муниципального округа новой коронавирусной инфекции, в части снижения корректирующего коэффициента базовой доходности (К2) на 20 % по «пострадавшим» видам предпринимательской деятельности (розничной торговле отдельными видами непродовольственных товаров и услугам общественного питания (деятельность кафе, закусочных, столовых, баров, планируемые потери бюджета в 2020 году составят 94,2 тыс.руб.;
- «О внесении изменений в муниципальный правовой акт Пограничного муниципального района «О земельном налоге на территории Пограничного муниципального округа» - разработан в целях поддержки организаций, занятых в наиболее пострадавших от COVID-19 отраслях, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434, и внесенными на 01.03.2020 в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Проектом МПА предусмотрено отсрочка уплаты авансовых платежей по земельному налогу;
- «О внесении изменений в МПА поселений «Об установлении земельного налога на территории Пограничного городского поселения», «Об установлении ставок земельного налога в Жариковском сельском поселении», «Об установлении земельного налога на территории Сергеевского сельского поселения» - разработан в целях поддержки субъектов малого предпринимательства (физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями) в период распространения короновирусной инфекции с 01.04.2020 по 31.12.2012 года. Проектом МПА было предусмотрено снижение ставки земельного налога с 1,5% до 1% в отношении прочих земель поселений, имеющие следующие виды разрешенного использования (объекты культурно-досуговой деятельности, парки культуры и отдыха, организация общественного питания, гостиничное обслуживание, туристическое обслуживание, обслуживание перевозок пассажиров, спортивно-зрелищные мероприятия, выставочно-ярморочная деятельность). Потери бюджета в 2020 году от снижения ставки земельного налога для данной категории плательщиков составили 125,0 тыс.руб.
В целях мобилизации дополнительных доходов, во исполнение пункта 3.8 «Дорожной карты, направленной на мобилизацию дополнительных доходов консолидированного бюджета Приморского края на 2020-2022 годы за счет повышения эффективности налогообложения имущества», утвержденной Первым вице-губернатором Приморского края – председателем Правительства Приморского края В.Г. Щербиной, проведена инвентаризация налоговых льгот и пониженных налоговых ставок, в Думу Пограничного муниципального округа направлен проект «О внесении изменений в муниципальный правовой акт Пограничного муниципального района «О земельном налоге на территории Пограничного муниципального округа» - ставки 1 процент в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, сооружений промышленности и 0,1 процент от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков под объектами бытового обслуживания; под административно-управленческими и общественными объектами; земельных участков, занятых под объектами образования и науки, культуры и искусства, здравоохранения, социального обеспечения пересмотрены и увеличены до 1,5%, при этом, доходная часть бюджета Пограничного муниципального округа в 2022 году пополнится на 4434,6 тыс.руб.
Также в течение 2020 года велась совместная работа с Федеральным казначейством по Приморскому краю в части проведения следующих мероприятий:
-по внесению изменений в Сводный реестр ГИИС «Электронный бюджет»;
-по вопросам кассового обслуживания исполнения бюджета;
-по открытию/закрытию лицевых счетов;
-по электронному документообороту, изменению статусов и выдаче новых сертификатов ключей проверки электронных подписей;
-по осуществлению контроля в сфере закупок;
-по регистрации участников в ГИС ГМП;
- по внесению изменений в подсистему «Бюджетное планирование» ГИИС «Электронный бюджет».
Ключевой задачей бюджетной политики администрации в расходной части бюджета являлось безусловное исполнение требований и ограничений бюджетного законодательства, исполнение принятых расходных обязательств наиболее эффективным способом, мобилизация внутренних источников. Этот подход позволил предотвратить риски, связанные с принятием дополнительных не обеспеченных финансовыми ресурсами расходных обязательств, возникновением кредиторской задолженности бюджета и муниципального долга.
Исполнение бюджета Пограничного муниципального района по расходам за 2020 год в равнении с 2019 характеризуется следующими показателями:
млн.руб.
2019 |
2020 |
% к 2019 году |
|||
Исполнено |
Доля в общем объеме расходов (%) |
Исполнено |
Доля в общем объеме расходов (%) |
||
Образование |
352,9 |
50,2 |
355,2 |
51,2 |
100,6 |
Культура |
42,1 |
6,0 |
56,0 |
8,1 |
133,0 |
Физическая культура и спорт |
7,7 |
1,1 |
13,0 |
1,9 |
168,8 |
Социальная политика |
28,2 |
4,0 |
49,1 |
7,1 |
174,1 |
Национальная экономика, ЖКХ, Дорожное хозяйство |
175,5 |
25,0 |
97,8 |
14,1 |
55,7 |
Прочие расходы |
96,8 |
13,7 |
122,6 |
17,6 |
126,6 |
ИТОГО расходов |
703,2 |
100,0 |
693,7 |
100,0 |
98,6 |
Структура расходной части бюджета, как и в предыдущие годы, является социально-направленной. На социально-культурную сферу в 2020 году направлено 68,7% расходов бюджета. Значимыми направлениями расходования средств бюджета Пограничного муниципального округа за отчетный период также являются жилищно-коммунальное хозяйство и дорожная деятельность (12,3% от общей суммы расходов).
Объем расходов бюджета по сравнению с 2019 годом снижен на 1,4% или на 9,5 млн. руб.
Бюджетные ассигнования в приоритетном порядке направлялись на решение таких вопросов, как безусловное выполнение всех социальных обязательств, своевременную выплату заработной платы, увеличение оплаты труда отдельным категориям работников, с учетом установленных отраслевыми «дорожными» картами показателей, иных публичных нормативных обязательств, оплату расходов на коммунальные услуги, по содержанию муниципального имущества, выполнение целей, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года».
Для обеспечения сбалансированности бюджета Пограничного муниципального округа проводилась работа по выполнению Плана мероприятий по оптимизации расходов, за счет имеющихся резервов. Основным резервом в отчетном периоде являлось повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе путем развития контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В части реализации плана мероприятий, направленных на оптимизацию расходов, наибольший эффект получен за счет внедрения практики использования экономии, сложившейся по результатам проведения конкурсных процедур. Такая экономия является одним из источников обеспечения новых (увеличения действующих) расходных обязательств.
В 2020 году муниципальными заказчиками Пограничного муниципального округа осуществлено 275 закупок конкурентными способами в электронной форме. Экономия средств от конкурентных способов закупки составила 27,6 млн. руб. и была направлена на увеличение объема выполняемых мероприятий и покрытие дефицита бюджета Пограничного муниципального округа.
В целях соблюдения мер, предусмотренных пунктом 2 статьи 130 Бюджетного кодекса РФ, в течение года осуществлялся контроль за соблюдением нормативов расходов на содержания органов местного самоуправления, установленным администрацией Приморского края. В 2020 году расходы на содержание органов местного самоуправления составили 16,61 % от общего объема доходов бюджета округа при установленном нормативе 24,25%.
В целях повышения эффективности и результативности использования бюджетных ресурсов бюджет Пограничного муниципального округа формировался по программно - целевому принципу. Муниципальными программами охвачены все сферы деятельности Администрации Пограничного муниципального округа: образование, культура, физическая культура и спорт, молодежная политика, жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство и иные сферы.
Расходы бюджета Пограничного муниципального округа за 2020 год на реализацию 16-ти муниципальных программ составили 177,9 млн. руб. Доля программных расходов, т.е. расходов, непосредственно увязанных с целями и результатами деятельности органов местного самоуправления, составила 83,4% от общего объема расходов.
В 2020 году Администрация Пограничного муниципального округа участвовала в реализации 5 федеральных проектов в составе 3-х национальных проектов.
На условиях софинансирования из трех бюджетов были предусмотрены ассигнования на реализацию таких нацпроектов, как «Демография», «Образование», «Жилье и городская среда» в сумме 19,55 млн. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 8,42 млн. руб., краевого бюджета – 10,71 млн.руб., местного бюджета – 0,42 млн. руб., в том числе:
а) национальный проект «Демография», федеральный проект «Спорт-норма жизни» объем финансирования 12,42 млн. руб.: проведен капитальный ремонт спортивного зала в детской юношеской спортивной школе в п.Пограничный (замена окон, ремонт крыши); установлена спортивная площадка для игровых видов спорта в п.Пограничный, ул.Ленина,87; в с.Барано-Оренбургское установлен комбинированный комплекс, включающий УСП для игровых видов спорта и тренажерный сектор; в п.Пограничный, ул.Ленина,64 оборудована площадка для сдачи норм ГТО;
б) национальный проект «Образование»:
- федеральный проект «Успех каждого ребенка» объем финансирования 0,2 млн. руб.: создано 30 дополнительных мест технической направленности – приобретены наборы для конструирования робототехники начального уровня и стол для сборки роботов;
- федеральный проект «Учитель будущего» объем финансирования составил 1,02 млн.руб. на единовременные выплаты молодым педагогам в размере 300,0 тыс.руб., ежемесячные выплаты молодым педагогам в размере 10,0 тыс. руб., ежемесячные выплаты 3-м наставникам в размере 5,0 тыс.руб., в 2020 году в Пограничный муниципальный округ прибыло 5 молодых специалистов;
в) национальный проект «Жилье и городская среда», федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» объем финансирования 5,91 млн. руб. освоен на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов, общественных территорий, расположенных на территории Пограничного муниципального округа (благоустроено 6 дворовых территорий).
Все вышеперечисленные национальные проекты предусматривают бюджетные средства в рамках реализации мероприятий муниципальных программ.
Одновременно Администрация муниципального округа участвовала в реализации 7-ми государственных программ Приморского края. Всего привлечено в 2020 году средств субсидий из краевого бюджета на условиях софинансирования по решению вопросов местного значения на сумму 46,85 млн. руб., доля средств местного бюджета составила 2,13 млн.руб.
Дополнительно из резервного фонда Приморского края Пограничному муниципальному округу направлены ассигнования в объеме 10,01 млн.руб.:
- в связи с обнаружением в феврале 2020 на территории сопредельного государства (КНР) опасного для человека заболевания COVID-19 возмещены расходы за предоставление жилых помещений, в период карантина, граждан, прибывших из КНР, а также их доставка (пассажирские перевозки) с пункта пропуска МАПП «Пограничный» до места пребывания на карантин, для недопущения завоза и распространения на территории Пограничного муниципального округа COVID-19 – 0,96 млн.руб.;
-на мероприятия по расчистке русла реки Нестеровка (от наносов, завалов и заторов, деревьев и кустарников после обильных проливных дождей, прошедших в августе-сентябре 2020 года) в черте пгт. Пограничный с подпорной дамбы до ул. Пионерская, протяженностью 1700 м. и в черте с.Барано-Оренбургское, протяженностью 2500м - 7,6 млн.руб.;
- на ликвидацию последствий наводнения (7-8 сентября 2020) на автомобильных дорогах по ул. Ленина, Юбилейная, Колхозная, Заречная в с. Барабаш-Левада – 1,45 млн.руб.
Работа по привлечению средств из вышестоящих бюджетов в 2021 году будет продолжена. Заявки направлены Администрацией Пограничного муниципального округа в Министерства Приморского края строго в установленные сроки.
В полном объеме обеспечено выполнение Указов Президента от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от 01 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» в части повышения оплаты труда отдельным категориям работников образования и культуры.
В целях эффективности бюджетных расходов сохраняется актуальность направления бюджетной политики, как повышение качества и результативности контрольных мероприятий, осуществляемых органом внутреннего муниципального финансового контроля и главными администраторами бюджетных средств.
В рамках исполнения полномочий по контролю финансовым управлением администрации Пограничного муниципального района в 2020 году проведено 42 контрольных мероприятия в финансово-бюджетной сфере. Общая сумма охваченных контрольными мероприятиями средств составила 794,1 млн. руб.
В целях совершенствования финансового контроля продолжено исполнение задач по реализации мероприятий по внедрению государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». На постоянной основе осуществлялся контроль за размещением муниципальными учреждениями информации (официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях www.bus.gov.ru) в сети Интернет.
С 01 января 2020 года на едином портале интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», специалисты финансового управления размещают информацию о бюджетном процессе в Пограничном муниципальном округе, в соответствии с Порядком, установленным приказом Минфина России от 28 декабря 2016 г. № 243Н.
В целях обеспечения полного и доступного информирования граждан о бюджете и бюджетном процессе в Пограничном муниципальном округе в 2020 году применялся механизм обеспечения публичности и доступности бюджетной политики посредством Интернет портала «Бюджет для граждан», где размещалась информация о бюджетном процессе, сведения о распределении финансовых ресурсов из бюджета в доступной для граждан форме. На официальном сайте Администрации и Думы Пограничного муниципального округа размещалась ежемесячная информация об исполнении бюджета.
Проведены публичные слушания по вопросам исполнения бюджета за 2019 год, и формирования бюджета муниципального округа на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.
Проводимая работа администрации Пограничного муниципального района по пополнению доходной части бюджета и эффективному управлению бюджетными средствами позволила обеспечить выполнение принятых бюджетных обязательств, эффективно управлять средствами единого счета бюджета, обеспечить его ликвидность в течение всего отчетного периода и не привлекать заимствования коммерческих банков.
В результате этого в Пограничном муниципальном районе отсутствует муниципальный долг и просроченная кредиторская задолженность бюджета, что говорит о взвешенном подходе к формированию и исполнению бюджета и ответственной финансовой политике.
По результатам мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в городских округах и муниципальных районах Приморского края за 2019 год Пограничному муниципальному району присвоена III степень качества управления бюджетным процессом.
Бюджетная политика Пограничного муниципального района на последующие годы сохранит преемственность реализуемых мер, будет направлена на эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами, что является базовым условием для обеспечения сбалансированности бюджета.
Пограничный муниципальный округ прожил в статусе муниципального округа всего год, это небольшой срок, при этом, можно отметить такие положительные результаты:
- устранены дублирующие полномочия работников разного уровня;
- повысилась эффективность управления объединёнными в округ территориями;
- создание одного общего бюджета позволило запустить процесс реализации приоритетных проектов не только на территории районного центра, но и в селах муниципального округа.
В следующем году планируем продолжать принимать участие как в федеральных, так и в региональных государственных программах в целях создания условий для реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального округа и будем определять их с учетом мнения самих граждан по таким направлениям как благоустройство городской среды, обустройство объектов социальной инфраструктуры и прилегающих к ним территорий. Так же будет продолжена поддержка развития инициативного бюджетирования через участие граждан в конкурсах, проводимых на региональном уровне, для реализации инициативных проектов.
Начальник финансового управления И.Б.Петрова