В 2018 году бюджетная политика администрации Пограничного муниципального района была направлена на обеспечение финансовой стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджета, создание условий для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств.
Основными задачами, которые решались финансовым управлением в 2018 году, являлись:
формирование проекта бюджета на 2019 год и плановый период 2020-2021 годы в соответствии с требованиями действующего законодательства и направление его в Думу Пограничного муниципального района в установленные сроки;
организация исполнения бюджета Пограничного муниципального района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы в программном формате;
контроль за исполнением бюджета Пограничного муниципального района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы;
обеспечение открытости и прозрачности бюджета и бюджетного процесса, расширение практики общественного участия населения в процедуре обсуждения проекта бюджета и отчета о его исполнении;
контроль за реализацией Программы по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Пограничного муниципального района на период с 2017 по 2019 год и Плана мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики.
Основные параметры исполнения бюджета за 2018 год характеризуются следующими показателями:
млн. руб. | |||
Наименование показателя |
План на 2018 год |
Исполнено за 2018 год |
% исполнения |
Доходы – всего, в том числе |
457,9 |
458,7 |
100,2 |
Налоговые и неналоговые доходы |
210,6 |
215,3 |
102,2 |
Безвозмездные поступления |
247,3 |
243,4 |
98,4 |
Расходы |
489,1 |
476,9 |
97,5 |
Дефицит (-), профицит (+) |
-30,1 |
-18,2 |
25,3 |
Источники покрытия дефицита |
|||
- кредиты |
|||
- остатки на начало года |
32,9 |
14,7 |
Доходная часть бюджета по сравнению с 2017 годом
млн. руб. | |||
Виды доходов |
2017г. |
2018г. |
2018г. в % к 2017г. |
Налоговые |
191,3 |
194,0 |
101,4 |
Неналоговые |
22,9 |
21,3 |
93,0 |
Итого собственные |
214,2 |
215,3 |
100,5 |
Безвозмездные перечисления |
198,9 |
243,4 |
122,3 |
ВСЕГО |
413,1 |
458,7 |
111,0 |
Увеличение собственных доходов на 1,1 млн.руб. (0,5 %) к уровню прошлого года произошло по налогу на доходы физических лиц, государственной пошлине, доходам от использования имущества, доходам от оказания платных услуг.
В целях повышения поступлений налоговых и неналоговых доходов, сокращения недоимки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет Пограничного муниципального района администрацией в 2018 году проводилась большая работа по поиску внутренних резервов:
Разработан План мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Пограничного муниципального района на период с 2018 по 2024 годы. Все мероприятия отраслевыми (функциональными) органами администрации Пограничного муниципального района были исполнены в полном объеме;
проводился ежедневный мониторинг налоговых и неналоговых поступлений, что позволило своевременно реагировать на динамику поступлений в течение года и принимать эффективные меры по мобилизации доходов в местный бюджет;
ежемесячно проводились заседания Межведомственной комиссии по налоговой и социальной политике при главе Пограничного муниципального района. В 2018 году на заседаниях комиссии заслушано 13 налогоплательщиков, в т.ч. 4 юридических лица, 6 индивидуальных предпринимателей, 3 физических лица. До заседаний комиссии погасили задолженность по налоговым платежам 75 налогоплательщиков.
В результате работы комиссии предприятиями погашена задолженность во все уровни бюджетов и во внебюджетные фонды в сумме 1,8 млн.руб.
Учитывая ограниченность собственных доходов бюджета, при исполнении бюджета Пограничного муниципального района 2018 года в сфере расходов администрация придерживалась консервативной бюджетной политики, направленной на ограничение принятия новых обязательств, оптимизацию текущих расходов.
Этот подход позволил предотвратить риски, связанные с принятием дополнительных не обеспеченных финансовыми ресурсами расходных обязательств, возникновением кредиторской задолженности бюджета и муниципального долга.
Исполнение бюджета Пограничного муниципального района за 2018 год по расходам характеризуется следующими показателями
млн.руб. | |||||
2017 |
2018 |
% к 2017 году |
|||
Исполнено |
Доля в общем объеме расходов (%) |
Исполнено |
Доля в общем объеме расходов (%) |
||
Образование |
287,0 |
68,4 |
310,1 |
65,0 |
108,0 |
Культура |
23,7 |
5,7 |
28,6 |
6,0 |
120,7 |
Физическая культура и спорт |
1,3 |
0,3 |
2,7 |
0,6 |
в 2 раза |
Социальная политика |
5,1 |
1,2 |
5,3 |
1,0 |
103,9 |
Национальная экономика, ЖКХ, Дорожное хозяйство |
26,0 |
6,1 |
52,3 |
11,0 |
в 2 раза |
Прочие расходы |
76,7 |
18,3 |
77,9 |
16,4 |
101,6 |
ИТОГО расходов |
419,8 |
100,0 |
476,9 |
100,0 |
113,6 |
Структура расходной части бюджета, как и в предыдущие годы, является социально-направленной. На социально-культурную сферу в 2018 году направлено 73,3 % расходов бюджета.
В течение финансового года администрация Пограничного муниципального района обеспечила своевременную выплату заработной платы, иных публичных нормативных обязательств, оплату расходов на коммунальные услуги, по содержанию муниципального имущества.
Следует отметить, что, несмотря на непростую экономическую ситуацию, администрацией Пограничного муниципального района обеспечено выполнение первоочередных задач, поставленных Президентом Российской Федерации, Губернатором Приморского края и определенных основными направлениями бюджетной и налоговой политики. В их числе выполнение Указа Президента Российской Федерации в части повышения оплаты труда отдельным категориям работников муниципальных учреждений с учетом установленных отраслевыми «дорожными» картами показателей.
Реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие, инженерной, транспортной инфраструктуры района, обеспечение безопасности жизнедеятельности и здоровья населения, недопущение ущерба в результате природных стихийных бедствий, создание условий для образования детей согласно установленным нормам, обеспечение детей до 3-х лет местами в дошкольных учреждениях, требует больших финансовых вливаний.
При текущем уровне собственных доходов бюджета это невозможно осуществить без софинансирования из вышестоящих бюджетов.
В связи с этим большое значение имеет привлечение дополнительных источников поступлений в бюджет из вышестоящих бюджетов за счет участия в реализации региональных и федеральных программ.
В 2018 году администрация участвовала в 5 государственных программах Приморского края, что позволило дополнительно привлечь из вышестоящих бюджетов в 2018 году средств субсидий на софинансирование вопросов местного значения 33,1 млн. руб.
В 2018 году работа по привлечению в бюджет средств из вышестоящих бюджетов продолжена. Заявки направлены администрацией в отраслевые департаменты администрации Приморского края в строго установленные сроки.
Развитие района невозможно без определения стратегических ориентиров, расширения горизонта планирования. В целях совершенствования инструментов стратегического и бюджетного планирования, обеспечения необходимого уровня сбалансированности бюджета, оценки основных параметров бюджета Пограничного муниципального района на долгосрочный период разработан и утвержден бюджетный прогноз Пограничного муниципального района до 2023 года.
Основным механизмом реализации стратегического планирования являются муниципальные программы. На их основе уже третий год формируется бюджет района.
Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации 12 муниципальных программ в 2018 году составил 415,0 млн. руб., доля программных расходов, непосредственно увязанных с целями и результатами деятельности органов местного самоуправления, составила –84,9% от общего объема расходов бюджета Пограничного муниципального района.
Отсутствие возможностей для наращивания общего объема расходов привело к необходимости выявления резервов и перераспределения в пользу приоритетных проектов и программ, создающих условия для экономического роста и обеспечивающих решение поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года задач. В целях реализации данной задачи финансовым управлением администрации Пограничного муниципального района разработана и утверждена постановлением администрации Пограничного муниципального района от 26.04.2017 года № 211 Программа мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Пограничного муниципального района на период с 2017 по 2019 год.
Основным резервом в отчетном периоде являлось повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе путем совершенствования процедур проведения муниципальных закупок, проведения мероприятий по оптимизации (реорганизации) муниципальной бюджетной сети учреждений культуры, сокращению численности работников органов местного самоуправления.
В целях обеспечения целесообразности закупок заказчиков по качеству, объему и цене, недопущения закупок непрофильных либо невостребованных товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств проведена работа по внедрению механизмов нормирования закупок в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 05 апреля 2013года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Утверждены нормативы и нормативные затраты на обеспечение функций органов местного самоуправления Пограничного муниципального района, включая отраслевые (функциональные) органы администрации и подведомственные им муниципальные казенные учреждения.
Проведен мониторинг бюджетной сети в образовательных организациях Пограничного муниципального района, результатом которой стало сокращение 2,5 штатных единиц по должности «младший воспитатель». Ожидаемая экономия расходов от проведенных мероприятий в 2018 году составит около 0,6 млн. руб.
В целях соблюдения мер, предусмотренных пунктом 2 статьи 130 Бюджетного кодекса РФ, в течение года осуществлялся контроль за соблюдением нормативов расходов на содержания органов местного самоуправления, установленных администрацией Приморского края. В 2018 году расходы на содержание органов местного самоуправления составили 16,0 % от общего объема доходов бюджета муниципального района при установленном нормативе 23,77%.
Для обеспечения полноты учета расходных обязательств и определения объема средств бюджета Пограничного муниципального района, необходимых для их исполнения, финансовым управлением ведется реестр расходных обязательств Пограничного муниципального района. Актуализирована информация о правовых основаниях с учетом разграничения предметов ведения и полномочий, объеме и структуре расходных обязательств, исполненных за счет бюджетных ассигнований всех уровней власти. В 2018 году подготовлен реестр расходных обязательств на 2018-2021 годы с оценкой обязательств за 2017 год и на 2018-2019 годы, который в установленный срок представлен в департамент финансов Приморского края.
В целях обеспечения прозрачности и открытости бюджетного процесса продолжается практика размещения на официальном сайте администрации Пограничного муниципального района информации о бюджетном процессе, о бюджете, об исполнении бюджета, в том числе в доступной для населения форме «Бюджет для граждан».
В 2018 году проведены публичные слушания по годовому отчету об исполнении бюджета за 2017 год и проекту бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
В соответствии со статьей 241.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовым управлением продолжена работа в части наполняемости единого портала бюджетной системы Российской Федерации.
В 2018 году финансовым управлением организовано исполнение следующих задач:
осуществление ежеквартального мониторинга и контроля за размещением муниципальными учреждениями необходимой информации о муниципальных учреждениях в личном кабинете на официальном сайте www.bus.gov.ru;
в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» на постоянной основе актуализировалась информация, подлежащая включению в Сводный реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.
Повышение эффективности бюджетных расходов напрямую зависит от деятельности главных администраторов бюджета Пограничного муниципального района. Внедрение в бюджетный процесс программно-целевых методов потребовало повышения эффективности финансового менеджмента главных администраторов бюджета, в целях принятия эффективных управленческих решений по использованию бюджетных средств.
В целях повышения качества муниципальных услуг в соответствии с постановлением администрации Пограничного муниципального района от 27.03.2014 № 197 «Об утверждении методики проведения мониторинга качества предоставления муниципальных услуг на территории Пограничного муниципального района» проводится мониторинг качества предоставления муниципальных услуг, отчеты о проведении мониторинга качества предоставления муниципальных услуг ежегодно размещаются на официальном сайте администрации Пограничного муниципального района.
В контексте эффективности бюджетных расходов сохраняет актуальность такое направление бюджетной политики, как повышение качества и результативности контрольных мероприятий, осуществляемых органом муниципального финансового контроля и главными администраторами бюджетных средств.
В рамках исполнения полномочий по контролю финансовым управлением администрации Пограничного муниципального района, как органом муниципального финансового контроля, в 2018 году проведено 20 контрольных мероприятий, из них 11 плановых и 9 внеплановых проверок. Общая сумма проверенных средств составила 319,3 млн. руб. или 76% от общей суммы расходов бюджета. В ходе проверок выявленные недостатки и нарушения устранены и приведены учреждениями в соответствие требованиям.
В целях оперативности управления средствами бюджета финансовым управлением проводился анализ исполнения бюджета по доходам и расходам для последующего определения дополнительных резервов.
В 2018 году решениями Думы Пограничного муниципального района рассмотрено и принято 3 корректировки изменений в бюджет Пограничного муниципального района на 2018 год и плановый период 2019-2020 годы.
Безусловное исполнение нормативных правовых актов позволило обеспечить ликвидность единого счета бюджета в течение всего финансового года.
В результате этого в Пограничном муниципальном районе отсутствует муниципальный долг и просроченная кредиторская задолженность бюджета, что говорит о взвешенном подходе к формированию и исполнению бюджета и ответственной финансовой политике.
По результатам мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в городских округах и муниципальных районах Приморского края за 2017 год Пограничному муниципальному району присвоена II степень качества управления бюджетным процессом.
Зам. начальника финансового управления И.Б.Петрова