Потребители наркотиков зачастую не готовы самостоятельно освободиться от наркотической зависимости. Наркозависимые люди склонны к совершению преступлений и правонарушений, в том числе и в отношении своего близкого окружения.
В связи с этим родственникам потребителей наркотиков необходимо знать механизм правового побуждения наркопотребителей к лечению от наркомании, не связанный с уголовным преследованием.
Это обстоятельство играет важную роль, так как зачастую родственники из чувства сострадания не обращаются в правоохранительные органы, опасаясь уголовного преследования в отношении своих близких.
Правовые основы побуждения потребителей наркотиков к освобождению от наркотической зависимости
Это обстоятельство играет важную роль, так как зачастую родственники из чувства сострадания не обращаются в правоохранительные органы, опасаясь уголовного преследования в отношении своих близких.
Правовые основы побуждения потребителей наркотиков к освобождению от наркотической зависимости
В соответствии со статьями 6.9 и 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) потребление наркотических средств или психотропных веществ, либо новых потенциально опасных психоактивных веществ без назначения врача, образует состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от четырех до пяти тысяч рублей или административного ареста на срок до пятнадцати суток.
Одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ является сообщение или заявление физического лица, указывающее на наличие события административного правонарушения.
Должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.9 и 20.20 КоАП РФ, являются сотрудники органов внутренних дел.
В связи с тем, что цели административного наказания не способствовали освобождению лица от наркотической зависимости, 25 мая 2014 года вступил в законную силу Федеральный закон от 25.11.2013г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым были внесены дополнения в КоАП РФ, предусматривающие создание системы побуждения наркозависимых лиц, совершивших указанные административные правонарушения, к обязательному прохождению диагностики, курса профилактических мероприятий либо лечения от наркомании и реабилитации.
В том числе, статья 4.1 КоАП РФ «Общие правила назначения административного наказания» была дополнена частью 2.1, согласно которой при назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, суд может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию.
Расходы, связанные с проведением диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и медико-социальной реабилитации, относятся на счет бюджета субъекта Российской Федерации.
В рамках применения указанных «новелл» законодательства в Приморском крае в 2015 году мировыми судьями были вынесены постановления о возложении вышеуказанных обязанностей в отношении 1629 потребителей наркотиков, из них 187 человек успешно прошли диагностику, профилактические мероприятия либо лечение от наркомании и реабилитацию.
Контроль за исполнением возложенной судом обязанности осуществляется сотрудниками органов внутренних дел в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2014 № 484 «Об утверждении Правил контроля за исполнением лицом возложенной на него судом при назначении административного наказания обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача».
В случае уклонения от исполнения возложенной судом обязанности
КоАП РФ дополнен статьей 6.9.1, согласно которой уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и реабилитации влечет наложение административного штрафа в размере от четырех до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток.
Лицо считается уклоняющимся от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании или реабилитации, если оно не посещает или самовольно покинуло медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации, либо не выполнило более двух раз предписания лечащего врача.
Таким образом, действующим законодательством РФ определена следующая схема организации работы с потребителями наркотиков:
Должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.9 и 20.20 КоАП РФ, являются сотрудники органов внутренних дел.
В связи с тем, что цели административного наказания не способствовали освобождению лица от наркотической зависимости, 25 мая 2014 года вступил в законную силу Федеральный закон от 25.11.2013г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым были внесены дополнения в КоАП РФ, предусматривающие создание системы побуждения наркозависимых лиц, совершивших указанные административные правонарушения, к обязательному прохождению диагностики, курса профилактических мероприятий либо лечения от наркомании и реабилитации.
В том числе, статья 4.1 КоАП РФ «Общие правила назначения административного наказания» была дополнена частью 2.1, согласно которой при назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, суд может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию.
Расходы, связанные с проведением диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и медико-социальной реабилитации, относятся на счет бюджета субъекта Российской Федерации.
В рамках применения указанных «новелл» законодательства в Приморском крае в 2015 году мировыми судьями были вынесены постановления о возложении вышеуказанных обязанностей в отношении 1629 потребителей наркотиков, из них 187 человек успешно прошли диагностику, профилактические мероприятия либо лечение от наркомании и реабилитацию.
Контроль за исполнением возложенной судом обязанности осуществляется сотрудниками органов внутренних дел в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2014 № 484 «Об утверждении Правил контроля за исполнением лицом возложенной на него судом при назначении административного наказания обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача».
В случае уклонения от исполнения возложенной судом обязанности
КоАП РФ дополнен статьей 6.9.1, согласно которой уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и реабилитации влечет наложение административного штрафа в размере от четырех до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток.
Лицо считается уклоняющимся от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании или реабилитации, если оно не посещает или самовольно покинуло медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации, либо не выполнило более двух раз предписания лечащего врача.
Таким образом, действующим законодательством РФ определена следующая схема организации работы с потребителями наркотиков:
Надзор (контроль) за соблюдением вышеуказанных положений законодательства осуществляется вышестоящими должностными лицами органов внутренних дел либо органами прокуратуры. В связи с этим, при отказе в приеме сообщения либо бездействии сотрудников правоохранительных органов, необходимо обжаловать их решения (бездействие) перечисленным должностным лицам.