ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Официальный сайт Администрации и Думы
Пограничного муниципального округа Приморского края

МЕНЮ
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Развивающая предметно-пространственная среда в образовательном пространстве дошкольных организаций

Методические рекомендации

п. Пограничный


2021

Аннотация

В методических рекомендациях рассмотрена развивающая предметно-пространственная среда в образовательном пространстве дошкольных образовательных организаций, определены условия ее создания и реализации, даны направления развития дошкольников и компоненты предметной среды в соответствии с видами детской деятельности. В рамках рекомендаций предлагаются нормативно-правовые основы, на которые должны опираться педагоги в развивающем образовательном пространстве. Анализ эмпирических проблем предметно-пространственной развивающей среды и возможные пути их решений составили основу методических рекомендаций.
Методические рекомендации адресованы руководителям и педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций.

 

Азевич Ольга Николаевна,
ведущий специалист 1 разряда по дошкольным учреждениям отдела образования АдминистрацииПограничного муниципального округа

 

Пояснительная записка

Методические рекомендации разработаны с целью организации научно-методического сопровождения деятельности дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) и оказания помощи организациям в создании развивающей предметно-пространственной среды.
Раскрыты направления развития дошкольников и компоненты предметной среды в соответствии с видами детской деятельности, отдельные ресурсы и условия, а также специфика создания развивающей среды, с опорой на стандарт (ФГОС ДО) и нормативные акты СанПиН в ДОО. В методических рекомендациях рассмотрены отдельные проблемы организации и создания развивающей предметно-пространственной среды, выявленные в ходе мониторинга качества деятельности организаций и анализа созданных условий для развития воспитанников в ДОО. Представленные проблемы организации развивающей предметно-пространственной среды и возможные варианты их решений, влияющие на качество профессиональной деятельности педагогических работников и показатели работы руководителей дошкольных образовательных организаций, позволяют глубже осознать ценностное значение развивающей среды.
Методические рекомендации могут оказать помощь педагогическим работникам и руководителям дошкольных образовательных организаций.

Содержание

«Качество образования – результат подготовки обучающихся, состояния образовательных программ, комфортности образовательной среды, современности условий, позволяющих организовать эффективный образовательный процесс» (С.В.Тарасов) [2].
Важнейшим условием в реализации образовательной программы является организация и создание развивающей предметно-пространственной среды в образовательном пространстве дошкольной организации, которая должна быть «комфортной, соответствовать современным условиям» и отвечать за качество и эффективность организации образовательного процесса.
Предметно-пространственная среда представляет собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры, к которой приобщается малыш. Современная развивающая предметно-пространственная среда образовательного учреждения – это одно из важнейших и значимых условий реализации образовательной программы в образовательном пространстве ДОО.
Стандарт установил следующее понимание ценности и значимости развивающей среды: «...она обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации … направлена на развитие детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа» (ФГОС ДО 3.3.1) [5].
Развивающая предметно-пространственная среда (далееРППС) – это часть образовательного пространства ДОО, представленная специально организованной обстановкой, с материалами и оборудованием, созданная для реализации детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с ведущими линиями развития и особенностями проявлений каждого возрастного этапа (Приложение1).
Содержание образовательной программы ДОО должно обеспечивать развитие личности ребенка, удовлетворяя потребности в различных видах деятельности, и охватыватьвсе направления развития (п.2.6. ФГОС ДО): социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, познавательное и физическое развитие. Реализацияэтих направлений определена функциональной ролью предметно-развивающей среды, оказывающей серьезное влияние на развитие малыша.
Развивающая предметно-пространственная среда группы и дошкольного учреждения необходима детям уже потому, что она выполняет по отношению к ним информационную функцию (каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире), стимулирующую функцию (среда представляет для ребенка интерес, подвигает его к действиям и исследованию), развивающую функцию (она обеспечивает активность, раскрывая индивидуальность ребенка). Различные материалы для рисования - мелки, кисти, краски, фломастеры, пастель, сангина, «стена творчества», грифельная доска, ватман уже с первой младшей группы, побуждают ребенка отражать собственное видение мира, его художественное восприятие и понимание. Другой элемент среды - необычный сказочный герой, «живущий» в группе, помогает ребенку понять эмоциональное состояние человека и проникнуть в мир его чувств. Кроссворды, головоломки, лабиринты, которые представляют предметную среду групп старшего дошкольного возраста, подключают ребенка к активной познавательной деятельности. Для полноценной познавательной и двигательной активности детей необходима мобильность и динамичность предметно-пространственной среды, которая предполагает ее разделение на виды деятельности, они определяются педагогами на практике как центры активности /зоны/ и выделяются при помощи различных элементов /некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки и пр./.

Рекомендуется в образовательном пространстве дошкольной группы создавать центры развития, побуждающие детей к активности:
• Центр развития речи
• Центр детской литературы (книжный уголок)
• Центр логико-математического развития (с игротекой)
• Центр конструирования и ручного труда
• Центр музыкальной деятельности
• Центр природы и экспериментирования
• Центр строительно-конструктивных игр
• Центр творческих игр
• Центр двигательной активности
• Центр театра
• Центр науки
• Центр искусства
• Центр естествознания
• Центр социализации
• Центр уединения

Наполняемость центров материалами и оборудованием будет напрямую связана с направлениями развития и видами детской деятельности (см. Приложение 1.Таблица 2).
Практика профессиональной деятельности педагогов показывает не всегда позитивную картину в организации РППС: развивающая среда остается статичной; расстановка мебели ограничивает потребность ребенка в двигательной активности; редко используются аудиовизуальные средства и информационно - компьютерные технологии в развитии и обучении детей (только на открытых мероприятиях); центры развития расположены хаотично и не отделены друг от друга; дошкольные группы похожи друг на друга, особенно в наполнении центров активности (в подборе игрушек, оборудовании, детской мебели и их расположении); оснащение центров носит«выставочный характер»; игры, игрушки и оборудование не всегда соответствуют художественно-эстетическим требованиям и заданным нормам; иногда происходит нарушение санитарно-гигиенических норм размещения оборудования в группе; практически не используются продукты совместной деятельности педагога с детьми; в организации и создании центров не всегда учитываются возрастные и индивидуальные особенности развития детей (интересы, склонности, задатки, способности); дети не принимают участия в проектировании развивающей среды.

Исходя из вышеизложенных проблем, можно представить некоторые рекомендации для педагогов и руководителей ДОО.
1.В выборе игровой продукции для детей следует взять за приоритет отбора - принцип художественно - эстетического соответствия, тогда любая игра или игрушка будет более привлекательной для ребенка. Следуя принципам отбора оборудования и игровой продукции для детей, педагоги сделают предметно-пространственную среду эффективной и целесообразной. Кроме того, для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. При ограниченных возможностях замены элементов РППС можно изменять их местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену материалов, со временем дети более внимательно начинают относиться к пространству среды. Следует помнить о том, что интересно современным детям дошкольного возраста – это макеты ландшафта местности (сегодня ребята с удовольствием пользуются технологиями макетирования и моделирования); крупногабаритные конструкторы (модули); тематические наборы игрушек и игровых пособий. (Более подробно материал представлен в методических рекомендациях «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»[3]).

2. Центры не должны выглядеть хаотичным нагромождением, необходимо их разграничить, это возможно сделать с помощью «детской мебели, мягких модулей, ширм и др.» (ФГОС ДО 3.3.3) [5].

3. Детям необходимо чувствовать себя полноценными участниками образовательного процесса. Поэтому рекомендуется проводить с детьми и родителями совместные мастер-классы, творческие мастерские, конкурсы детско-родительских работ. Обыгрывая сделанные своими руками игрушки и поделки и включая их в РППС, тогда ребята начинают воспринимать мир как «свой», который можно менять в соответствии со своими интересами и который готов к таким изменениям. Организация выставок и вернисажей, как и создание РППС в дошкольных группах должны проходить при непосредственном участии детей. Только при этом условии будет развиваться личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, а дети будут оберегать то, что создано их руками.

4. Лекотека – это специальное оборудование для развития общей моторики движений; игрушки для развития моторики рук и тактильного восприятия; для развития речи и языка; специальные виды оборудования для развития движений. Для удовлетворения потребности детей в двигательной активности можно использовать свободно перемещающуюся по группе мебель и оборудование (например: полифункциональный домик, стол, коврики т.д.), что позволит обеспечить свободное пространство. «Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации» и от «интересов и возможностей ребенка» (ФГОС ДО 3.3.3) [5].

5. Нарушать санитарно-гигиенические нормы жизнедеятельности группы нельзя, рекомендуется следовать требованиям СанПиН.

6. Эффективность деятельности взрослого, направленной на развитие ребенка, во многом зависит от предметно-пространственной среды, развивающего потенциала игрушек, различных материалов (природного, бросового), пособий и даже от того как они расположены в образовательном пространстве. Все, что окружает ребенка, формирует его внутреннее состояние, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому чрезвычайную актуальность обретает проблема создания условий, способствующих целостной самореализации личности ребенка в пространстве мира взрослых и детей.

7. Педагогам дошкольных групп рекомендуется иметь и создавать так называемые «методические копилки» (познавательно-математические, познавательно-речевые, художественно-эстетические, театрально-игровые и др.). Например, в познавательно-экологическую копилку развивающей среды входит: экологическая комната или «комната друзей природы» (здесь проводятся экологические занятия, осуществляют релаксацию, знакомят с коллекциями природного материала, создают условия для самостоятельных наблюдений за живыми объектами); экологическая лаборатория (создается для развития познавательного интереса и формирования навыков исследовательской деятельности, дети играют в «ученых», проводят наблюдения, опыты и эксперименты); живой уголок (здесь находятся представители флоры и фауны); экологическая тропа (маршрут прогулки по территории детского сада или за ее пределы, в процессе которой дети знакомятся с особенностями жизни растительного и животного мира местной природы); огород, сад, цветник и т.д.
Все это создает условия для развития познавательной активности и интереса детей.

8. Наши дети – представители техногенной цивилизации и педагогам можно рекомендовать использование аудиовизуальных средст и информационно - компьютерных технологий (далее ИКТ) (ФГОС ДО 2.11.3) [5] в развитии и обучении дошкольников: аудиосистема, DVD, мультимедийный проектор, интерактивная доска, интерактивный стол, телевизор, ноутбук, компьютер /стационарный/. Транслировать аудиовизуальную информацию дошкольникам можно в любом формате: графика, анимация, текст и др. Можно использовать когнитивную коммуникацию, которая заключается в организации диалога между компьютером и ребенком (технология интерактивного обучения). Электронные мультимедийные обучающие программы, применяемые в образовательном пространстве, значительно повышают эффективность развития и обучения старших дошкольников. Использование ТСО и ИКТ в разных видах деятельности позволит ребенку приобщиться к информационной культуре социума.
Дошкольники достаточно быстро овладевают способами работы с различными электронными носителями, но очень важно, чтобы они не попадали в зависимость от техники, а ценили живое и эмоциональное человеческое общение...
В каждой дошкольной образовательной организации развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитательную и стимулирующую функции. Поэтому в процессе взросления ребенка все компоненты РППС (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. [1].

Таким образом, создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации должно обеспечить:
1. Комфортность и безопасность, выполнение санитарно-гигиенических норм (Приложение 2);
2. Соответствие образовательной программе ДОО;
3. Реализацию всех направлений развития ребенка;
4. Двигательную активность;
5. Возможность для уединения (ФГОС ДО 3.3.2) [5];
6. Развитие сенсорной культуры;
7. Самостоятельную индивидуальную деятельность ребенка;
8. Условия для поисковой деятельности и экспериментирования;
9. Соответствие возрастным особенностям детей;
10. Условия для амплификации (обогащения) развития.
Педагогам нужно помнить, что одно из важнейших условий полноценного развития ребенка - это присвоение им «общественно-исторического опыта человечества, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры общества»[2].
Какой предметный мир мы откроем для малыша? Что он унесет с собой на следующие ступени развития? И что останется надолго в его воспоминаниях о детстве зависит от предметной среды и, конечно, от нас, взрослых.

 

Список рекомендуемой литературы

Нормативные правовые акты

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.- М.:ТЦ «Сфера», 2013.
2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р;
3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155).
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей» от 26.06.2000 № 1917;
5.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье» от 15.03.2004 № 03-51-46 ин/14-03.

Литература

1.Качество образования: результаты региональных мониторинговых исследований: учеб.-метод. пособие/ Н.Н.Жуковицкая /и др./ под науч. ред. Н.Н.Жуковицкой. – СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2018.- 317 с.
2.Образование для качества жизни. Стратегические ориентиры развития образовательной среды региона: кол. моногр./ под науч. ред. С.В.Тарасова.- Гатчина: ГИЭФПТ, 2016.
3.Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО: метод. рек./ под ред. О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М.Марич.- М., Федеральный институт развития образования, 2014.- с. 33-67
4.Основные вопросы организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: сб. материалов /сост. Н.В.Бурим, Н.В.Тимофеева. – СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2019. – 39 с.

Приложение 1
Таблица 1

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

1.

Предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

-возможность общения в совместной деятельности детей

(в том числе детей разного возраста) и взрослых;

-двигательную активность;

-возможность для уединения (п.3.3.2 ФГОС ДО);

-реализацию различных ОП;

-создание условий для инклюзивного образования;

-национально-культурные условия;

-климатические условия;

-проявления возрастных особенностей детей (п.3.3.3 ФГОС ДО).

2.

Предметно-пространственная среда иреализация различных видов деятельности,  соответствующих возрастным особенностям развития ребенка:

Ø  в раннем возрасте (1- 3 лет)

-предметная деятельность;

-экспериментирование с материалами;

-общение, совместные игры со сверстниками (под руководством взрослого);

-самообслуживание и действия с бытовыми предметами;

-восприятие смысла музыки, сказки, стихотворения;

-рассматривание картинок;

-высокая двигательная активность

Ø  в дошкольном возрасте (3 - 7 лет)

-игровая деятельность;

-коммуникативная деятельность;

-познавательно-исследовательская;

-восприятие художественной литературы и фольклора;

- самообслуживание и элементарный бытовой труд;

-конструирование из разного материала;

-изобразительная деятельность  (рисование, лепка, аппликация);

-музыкальная деятельность;

-двигательная активность

 

Таблица 2

Развивающая предметно-пространственная среда: оборудование и материалы по видам детской деятельностии направлениям развития

Деятельность

Направление  развития

Оборудование и материалы

1.

Коммуникативная деятельность

-развитие свободного общения с детьми и взрослыми;

-развитие всех компонентов устной речи детей

картотека словесных игр; настольные игры; нормативно-знаковый материал; развивающие игры; алгоритмы (схемы) для обучения рассказыванию; мнемотаблицы;  художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми; картины, плакаты  и иллюстративный материал для  рассматривания;

игры-забавы

2.

Игровая деятельность

-развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми,

-формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности, формирование патриотических чувств, формирование чувства принадлежности к мировому сообществу, приобщение к правилам безопасного поведения, передача знаний о правилах безопасности дорожного движения

§  : и  игрушки – персонажи и ролевые атрибуты;

игрушки - предметы; маркеры

игрового пространства;

кукольная  мебель, предметы быта; полифункциональные материалы; строительный материал; конструкторы

материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек; художественную литературу для чтения детям  и чтения самими детьми; настольные игры; альбомы "Правила группы" и "Правила безопасности"; игрушки-персонажи и ролевые атрибуты; игрушки-предметы; маркеры игрового пространства; иллюстративный материал и плакаты; атрибуты для с/ролевых игр; уголок ряжения; ролевые атрибуты;  настольные игры; этнокалендарь; фотоальбомы; нормативно-знаковый материал; коллекции; фотоальбомы воспитанников; образно-символический материал; видеофильмы для детей; художественная литература для чтения и рассматривания детьми по ОО  "Безопасность".

 

3.

Познавательно-исследовательская  деятельность

-сенсорное развитие, познавательное развитие

и формирование элементарных математических представлений

объекты для исследования /доски-вкладыши, мозаика, наборы кубиков/;

дидактические игры, направленные

на развитие психических познавательных процессов(мышления, внимания, памяти, воображения);

объекты для исследования; образно-символический материал;

коллекции; настольно-печатные игры;

нормативно-знаковый материал;

электронные материалы (видеофильмы, слайд-шоу);энциклопедии

(справочная литература).

 

4.

Восприятие художественной литературы

формирование целостной картины мира, первичных ценностных представлений, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству

художественную литературу для

чтения детям и чтения

самими детьми; энциклопедии

(справочную литературу);

аудио - и видеозаписи

литературных произведений;

о           образно-символические материалы;

различные виды театров;

ширмы для кукольных театров

театрализованные костюмы;

атрибуты для постановок;

игрушки-персонажи;

алгоритмы (схемы) для обучения рассказыванию;

мнемотаблицы; картотеки

подвижных и словесных игр;

картотеки потешек, загадок,

пословиц и др.

форм литературного творчества;

книжные уголки; материалы,

учитывающие интересы мальчиков

и девочек.

 

5.

Конструктивная деятельность

-развитие конструктивной деятельности

образно-символические

материалы(картинки, календари погоды, природы,

карты, атласы, глобусы);

конструкторы напольные и настольные;

бумага,  природные и бросовые материалы; материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек.

6.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

-развитие трудовой деятельности:

самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд,  труд в природе

(воспитание ценностного отношения к труду и его результатам)

игрушки - предметы;

маркеры игрового пространства

(кукольная мебель, предметы быта);

атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

полифункциональные материалы и

оборудование;

материалы для аппликации

и конструирования из бумаги;

природные и бросовые материалы;

материалы, учитывающие интересы

мальчиков и девочек;

настольно-печатные игры.

 

7.

Музыкальная  деятельность

-развитие музыкально - художественной  деятельности, приобщение к музыкальному искусству

пианино;  музыкальный центр;

разнообразные музыкальные инструменты;

пособия; игрушки; атрибуты;

различные виды театров;

ширма для кукольного театра;

детские и взрослые костюмы;

шумовые коробочки;

дидактические наборы

«Музыкальные инструменты»

и «Русские композиторы»;

детские рисунки по темам концертов

артистов детской  филармонии.

8.

Изобразительная деятельность

-развитие навыков и умений детей в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде, развитие детского творчества и приобщение к изобразительному искусству

слайды с репродукциями картин;

материалы для рисования, лепки, аппликации;

природный и бросовый материал;

картины; плакаты;

настольно-печатные игры;

альбомы художественных произведений;

художественная литература с иллюстрациями;

изделия народных промыслов:

(Дымково, Городец, Гжель, Жостово, Хохлома, Палех, богородские игрушки);

скульптуры малых форм; игрушки;

муляжи; коллекции; слайды с репродукциями картин;

альбомы художественных произведений;

художественная литература

с иллюстрациями.

9.

Двигательная деятельность

-развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта детей(овладение основными видами движений,

формирование потребности в двигательной активности

и физическом совершенствовании, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни)

музыкальный центр; 

оборудование для основных видов движений и общеразвивающих упражнений;

набор "Кузнечик"; картотеки подвижных игр;

игры на ловкость (кегли и др.); тренажеры;

атрибуты для  спортивных игр (хоккей, бадминтон),

игровые комплексы; качели; карусели;

материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек;

настольно-печатные игры («Виды спорта» и др.);

фитболы; развивающие игры;

дидактические игры, направленные на развитие психических функций

(мышления, памяти, воображения); картотека «Игры, которые лечат»;

алгоритмы для запоминания культурно-гигиенических навыков;

художественная литература; игрушки -персонажи; маркеры игрового пространства; настольные игры;

картины и плакаты; физкультурно-игровое оборудование.

Attachments:
Download this file (Методические рекомендации по РППС.docx)Текст метод.рекомендаций[Файл для скачивания]51 kB
© 2024 Официальный сайт Администрации и Думы Пограничного муниципального округа Приморского края
Design by Sever-IT
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания.Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с Политика конфиденциальности сайта.