Развивающая предметно-пространственная среда в образовательном пространстве дошкольных организаций
Методические рекомендации
п. Пограничный
2021
Аннотация
В методических рекомендациях рассмотрена развивающая предметно-пространственная среда в образовательном пространстве дошкольных образовательных организаций, определены условия ее создания и реализации, даны направления развития дошкольников и компоненты предметной среды в соответствии с видами детской деятельности. В рамках рекомендаций предлагаются нормативно-правовые основы, на которые должны опираться педагоги в развивающем образовательном пространстве. Анализ эмпирических проблем предметно-пространственной развивающей среды и возможные пути их решений составили основу методических рекомендаций.
Методические рекомендации адресованы руководителям и педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций.
Азевич Ольга Николаевна,
ведущий специалист 1 разряда по дошкольным учреждениям отдела образования АдминистрацииПограничного муниципального округа
Пояснительная записка
Методические рекомендации разработаны с целью организации научно-методического сопровождения деятельности дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) и оказания помощи организациям в создании развивающей предметно-пространственной среды.
Раскрыты направления развития дошкольников и компоненты предметной среды в соответствии с видами детской деятельности, отдельные ресурсы и условия, а также специфика создания развивающей среды, с опорой на стандарт (ФГОС ДО) и нормативные акты СанПиН в ДОО. В методических рекомендациях рассмотрены отдельные проблемы организации и создания развивающей предметно-пространственной среды, выявленные в ходе мониторинга качества деятельности организаций и анализа созданных условий для развития воспитанников в ДОО. Представленные проблемы организации развивающей предметно-пространственной среды и возможные варианты их решений, влияющие на качество профессиональной деятельности педагогических работников и показатели работы руководителей дошкольных образовательных организаций, позволяют глубже осознать ценностное значение развивающей среды.
Методические рекомендации могут оказать помощь педагогическим работникам и руководителям дошкольных образовательных организаций.
Содержание
«Качество образования – результат подготовки обучающихся, состояния образовательных программ, комфортности образовательной среды, современности условий, позволяющих организовать эффективный образовательный процесс» (С.В.Тарасов) [2].
Важнейшим условием в реализации образовательной программы является организация и создание развивающей предметно-пространственной среды в образовательном пространстве дошкольной организации, которая должна быть «комфортной, соответствовать современным условиям» и отвечать за качество и эффективность организации образовательного процесса.
Предметно-пространственная среда представляет собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры, к которой приобщается малыш. Современная развивающая предметно-пространственная среда образовательного учреждения – это одно из важнейших и значимых условий реализации образовательной программы в образовательном пространстве ДОО.
Стандарт установил следующее понимание ценности и значимости развивающей среды: «...она обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации … направлена на развитие детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа» (ФГОС ДО 3.3.1) [5].
Развивающая предметно-пространственная среда (далееРППС) – это часть образовательного пространства ДОО, представленная специально организованной обстановкой, с материалами и оборудованием, созданная для реализации детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с ведущими линиями развития и особенностями проявлений каждого возрастного этапа (Приложение1).
Содержание образовательной программы ДОО должно обеспечивать развитие личности ребенка, удовлетворяя потребности в различных видах деятельности, и охватыватьвсе направления развития (п.2.6. ФГОС ДО): социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, познавательное и физическое развитие. Реализацияэтих направлений определена функциональной ролью предметно-развивающей среды, оказывающей серьезное влияние на развитие малыша.
Развивающая предметно-пространственная среда группы и дошкольного учреждения необходима детям уже потому, что она выполняет по отношению к ним информационную функцию (каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире), стимулирующую функцию (среда представляет для ребенка интерес, подвигает его к действиям и исследованию), развивающую функцию (она обеспечивает активность, раскрывая индивидуальность ребенка). Различные материалы для рисования - мелки, кисти, краски, фломастеры, пастель, сангина, «стена творчества», грифельная доска, ватман уже с первой младшей группы, побуждают ребенка отражать собственное видение мира, его художественное восприятие и понимание. Другой элемент среды - необычный сказочный герой, «живущий» в группе, помогает ребенку понять эмоциональное состояние человека и проникнуть в мир его чувств. Кроссворды, головоломки, лабиринты, которые представляют предметную среду групп старшего дошкольного возраста, подключают ребенка к активной познавательной деятельности. Для полноценной познавательной и двигательной активности детей необходима мобильность и динамичность предметно-пространственной среды, которая предполагает ее разделение на виды деятельности, они определяются педагогами на практике как центры активности /зоны/ и выделяются при помощи различных элементов /некрупные передвижные ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки и пр./.
Рекомендуется в образовательном пространстве дошкольной группы создавать центры развития, побуждающие детей к активности:
• Центр развития речи
• Центр детской литературы (книжный уголок)
• Центр логико-математического развития (с игротекой)
• Центр конструирования и ручного труда
• Центр музыкальной деятельности
• Центр природы и экспериментирования
• Центр строительно-конструктивных игр
• Центр творческих игр
• Центр двигательной активности
• Центр театра
• Центр науки
• Центр искусства
• Центр естествознания
• Центр социализации
• Центр уединения
Наполняемость центров материалами и оборудованием будет напрямую связана с направлениями развития и видами детской деятельности (см. Приложение 1.Таблица 2).
Практика профессиональной деятельности педагогов показывает не всегда позитивную картину в организации РППС: развивающая среда остается статичной; расстановка мебели ограничивает потребность ребенка в двигательной активности; редко используются аудиовизуальные средства и информационно - компьютерные технологии в развитии и обучении детей (только на открытых мероприятиях); центры развития расположены хаотично и не отделены друг от друга; дошкольные группы похожи друг на друга, особенно в наполнении центров активности (в подборе игрушек, оборудовании, детской мебели и их расположении); оснащение центров носит«выставочный характер»; игры, игрушки и оборудование не всегда соответствуют художественно-эстетическим требованиям и заданным нормам; иногда происходит нарушение санитарно-гигиенических норм размещения оборудования в группе; практически не используются продукты совместной деятельности педагога с детьми; в организации и создании центров не всегда учитываются возрастные и индивидуальные особенности развития детей (интересы, склонности, задатки, способности); дети не принимают участия в проектировании развивающей среды.
Исходя из вышеизложенных проблем, можно представить некоторые рекомендации для педагогов и руководителей ДОО.
1.В выборе игровой продукции для детей следует взять за приоритет отбора - принцип художественно - эстетического соответствия, тогда любая игра или игрушка будет более привлекательной для ребенка. Следуя принципам отбора оборудования и игровой продукции для детей, педагоги сделают предметно-пространственную среду эффективной и целесообразной. Кроме того, для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. При ограниченных возможностях замены элементов РППС можно изменять их местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену материалов, со временем дети более внимательно начинают относиться к пространству среды. Следует помнить о том, что интересно современным детям дошкольного возраста – это макеты ландшафта местности (сегодня ребята с удовольствием пользуются технологиями макетирования и моделирования); крупногабаритные конструкторы (модули); тематические наборы игрушек и игровых пособий. (Более подробно материал представлен в методических рекомендациях «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»[3]).
2. Центры не должны выглядеть хаотичным нагромождением, необходимо их разграничить, это возможно сделать с помощью «детской мебели, мягких модулей, ширм и др.» (ФГОС ДО 3.3.3) [5].
3. Детям необходимо чувствовать себя полноценными участниками образовательного процесса. Поэтому рекомендуется проводить с детьми и родителями совместные мастер-классы, творческие мастерские, конкурсы детско-родительских работ. Обыгрывая сделанные своими руками игрушки и поделки и включая их в РППС, тогда ребята начинают воспринимать мир как «свой», который можно менять в соответствии со своими интересами и который готов к таким изменениям. Организация выставок и вернисажей, как и создание РППС в дошкольных группах должны проходить при непосредственном участии детей. Только при этом условии будет развиваться личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, а дети будут оберегать то, что создано их руками.
4. Лекотека – это специальное оборудование для развития общей моторики движений; игрушки для развития моторики рук и тактильного восприятия; для развития речи и языка; специальные виды оборудования для развития движений. Для удовлетворения потребности детей в двигательной активности можно использовать свободно перемещающуюся по группе мебель и оборудование (например: полифункциональный домик, стол, коврики т.д.), что позволит обеспечить свободное пространство. «Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации» и от «интересов и возможностей ребенка» (ФГОС ДО 3.3.3) [5].
5. Нарушать санитарно-гигиенические нормы жизнедеятельности группы нельзя, рекомендуется следовать требованиям СанПиН.
6. Эффективность деятельности взрослого, направленной на развитие ребенка, во многом зависит от предметно-пространственной среды, развивающего потенциала игрушек, различных материалов (природного, бросового), пособий и даже от того как они расположены в образовательном пространстве. Все, что окружает ребенка, формирует его внутреннее состояние, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому чрезвычайную актуальность обретает проблема создания условий, способствующих целостной самореализации личности ребенка в пространстве мира взрослых и детей.
7. Педагогам дошкольных групп рекомендуется иметь и создавать так называемые «методические копилки» (познавательно-математические, познавательно-речевые, художественно-эстетические, театрально-игровые и др.). Например, в познавательно-экологическую копилку развивающей среды входит: экологическая комната или «комната друзей природы» (здесь проводятся экологические занятия, осуществляют релаксацию, знакомят с коллекциями природного материала, создают условия для самостоятельных наблюдений за живыми объектами); экологическая лаборатория (создается для развития познавательного интереса и формирования навыков исследовательской деятельности, дети играют в «ученых», проводят наблюдения, опыты и эксперименты); живой уголок (здесь находятся представители флоры и фауны); экологическая тропа (маршрут прогулки по территории детского сада или за ее пределы, в процессе которой дети знакомятся с особенностями жизни растительного и животного мира местной природы); огород, сад, цветник и т.д.
Все это создает условия для развития познавательной активности и интереса детей.
8. Наши дети – представители техногенной цивилизации и педагогам можно рекомендовать использование аудиовизуальных средст и информационно - компьютерных технологий (далее ИКТ) (ФГОС ДО 2.11.3) [5] в развитии и обучении дошкольников: аудиосистема, DVD, мультимедийный проектор, интерактивная доска, интерактивный стол, телевизор, ноутбук, компьютер /стационарный/. Транслировать аудиовизуальную информацию дошкольникам можно в любом формате: графика, анимация, текст и др. Можно использовать когнитивную коммуникацию, которая заключается в организации диалога между компьютером и ребенком (технология интерактивного обучения). Электронные мультимедийные обучающие программы, применяемые в образовательном пространстве, значительно повышают эффективность развития и обучения старших дошкольников. Использование ТСО и ИКТ в разных видах деятельности позволит ребенку приобщиться к информационной культуре социума.
Дошкольники достаточно быстро овладевают способами работы с различными электронными носителями, но очень важно, чтобы они не попадали в зависимость от техники, а ценили живое и эмоциональное человеческое общение...
В каждой дошкольной образовательной организации развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитательную и стимулирующую функции. Поэтому в процессе взросления ребенка все компоненты РППС (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. [1].
Таким образом, создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации должно обеспечить:
1. Комфортность и безопасность, выполнение санитарно-гигиенических норм (Приложение 2);
2. Соответствие образовательной программе ДОО;
3. Реализацию всех направлений развития ребенка;
4. Двигательную активность;
5. Возможность для уединения (ФГОС ДО 3.3.2) [5];
6. Развитие сенсорной культуры;
7. Самостоятельную индивидуальную деятельность ребенка;
8. Условия для поисковой деятельности и экспериментирования;
9. Соответствие возрастным особенностям детей;
10. Условия для амплификации (обогащения) развития.
Педагогам нужно помнить, что одно из важнейших условий полноценного развития ребенка - это присвоение им «общественно-исторического опыта человечества, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры общества»[2].
Какой предметный мир мы откроем для малыша? Что он унесет с собой на следующие ступени развития? И что останется надолго в его воспоминаниях о детстве зависит от предметной среды и, конечно, от нас, взрослых.
Список рекомендуемой литературы
Нормативные правовые акты
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.- М.:ТЦ «Сфера», 2013.
2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р;
3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155).
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей» от 26.06.2000 № 1917;
5.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье» от 15.03.2004 № 03-51-46 ин/14-03.
Литература
1.Качество образования: результаты региональных мониторинговых исследований: учеб.-метод. пособие/ Н.Н.Жуковицкая /и др./ под науч. ред. Н.Н.Жуковицкой. – СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2018.- 317 с.
2.Образование для качества жизни. Стратегические ориентиры развития образовательной среды региона: кол. моногр./ под науч. ред. С.В.Тарасова.- Гатчина: ГИЭФПТ, 2016.
3.Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО: метод. рек./ под ред. О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М.Марич.- М., Федеральный институт развития образования, 2014.- с. 33-67
4.Основные вопросы организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: сб. материалов /сост. Н.В.Бурим, Н.В.Тимофеева. – СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2019. – 39 с.
Приложение 1
Таблица 1
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
1. |
Предметно-пространственная среда должна обеспечивать: -возможность общения в совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых; -двигательную активность; -возможность для уединения (п.3.3.2 ФГОС ДО); -реализацию различных ОП; -создание условий для инклюзивного образования; -национально-культурные условия; -климатические условия; -проявления возрастных особенностей детей (п.3.3.3 ФГОС ДО). |
2. |
Предметно-пространственная среда иреализация различных видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям развития ребенка: Ø в раннем возрасте (1- 3 лет) -предметная деятельность; -экспериментирование с материалами; -общение, совместные игры со сверстниками (под руководством взрослого); -самообслуживание и действия с бытовыми предметами; -восприятие смысла музыки, сказки, стихотворения; -рассматривание картинок; -высокая двигательная активность Ø в дошкольном возрасте (3 - 7 лет) -игровая деятельность; -коммуникативная деятельность; -познавательно-исследовательская; -восприятие художественной литературы и фольклора; - самообслуживание и элементарный бытовой труд; -конструирование из разного материала; -изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация); -музыкальная деятельность; -двигательная активность |
Таблица 2
Развивающая предметно-пространственная среда: оборудование и материалы по видам детской деятельностии направлениям развития
Деятельность |
Направление развития |
Оборудование и материалы |
|
1. |
Коммуникативная деятельность |
-развитие свободного общения с детьми и взрослыми; -развитие всех компонентов устной речи детей |
картотека словесных игр; настольные игры; нормативно-знаковый материал; развивающие игры; алгоритмы (схемы) для обучения рассказыванию; мнемотаблицы; художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми; картины, плакаты и иллюстративный материал для рассматривания; игры-забавы |
2. |
Игровая деятельность |
-развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, -формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности, формирование патриотических чувств, формирование чувства принадлежности к мировому сообществу, приобщение к правилам безопасного поведения, передача знаний о правилах безопасности дорожного движения |
§ : и игрушки – персонажи и ролевые атрибуты; игрушки - предметы; маркеры игрового пространства; кукольная мебель, предметы быта; полифункциональные материалы; строительный материал; конструкторы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек; художественную литературу для чтения детям и чтения самими детьми; настольные игры; альбомы "Правила группы" и "Правила безопасности"; игрушки-персонажи и ролевые атрибуты; игрушки-предметы; маркеры игрового пространства; иллюстративный материал и плакаты; атрибуты для с/ролевых игр; уголок ряжения; ролевые атрибуты; настольные игры; этнокалендарь; фотоальбомы; нормативно-знаковый материал; коллекции; фотоальбомы воспитанников; образно-символический материал; видеофильмы для детей; художественная литература для чтения и рассматривания детьми по ОО "Безопасность".
|
3. |
Познавательно-исследовательская деятельность |
-сенсорное развитие, познавательное развитие и формирование элементарных математических представлений |
объекты для исследования /доски-вкладыши, мозаика, наборы кубиков/; дидактические игры, направленные на развитие психических познавательных процессов(мышления, внимания, памяти, воображения); объекты для исследования; образно-символический материал; коллекции; настольно-печатные игры; нормативно-знаковый материал; электронные материалы (видеофильмы, слайд-шоу);энциклопедии (справочная литература).
|
4. |
Восприятие художественной литературы |
формирование целостной картины мира, первичных ценностных представлений, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству |
художественную литературу для чтения детям и чтения самими детьми; энциклопедии (справочную литературу); аудио - и видеозаписи литературных произведений; о образно-символические материалы; различные виды театров; ширмы для кукольных театров театрализованные костюмы; атрибуты для постановок; игрушки-персонажи; алгоритмы (схемы) для обучения рассказыванию; мнемотаблицы; картотеки подвижных и словесных игр; картотеки потешек, загадок, пословиц и др. форм литературного творчества; книжные уголки; материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек.
|
5. |
Конструктивная деятельность |
-развитие конструктивной деятельности |
образно-символические материалы(картинки, календари погоды, природы, карты, атласы, глобусы); конструкторы напольные и настольные; бумага, природные и бросовые материалы; материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек. |
6. |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд |
-развитие трудовой деятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе (воспитание ценностного отношения к труду и его результатам) |
игрушки - предметы; маркеры игрового пространства (кукольная мебель, предметы быта); атрибуты для сюжетно-ролевых игр; полифункциональные материалы и оборудование; материалы для аппликации и конструирования из бумаги; природные и бросовые материалы; материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек; настольно-печатные игры.
|
7. |
Музыкальная деятельность |
-развитие музыкально - художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству |
пианино; музыкальный центр; разнообразные музыкальные инструменты; пособия; игрушки; атрибуты; различные виды театров; ширма для кукольного театра; детские и взрослые костюмы; шумовые коробочки; дидактические наборы «Музыкальные инструменты» и «Русские композиторы»; детские рисунки по темам концертов артистов детской филармонии. |
8. |
Изобразительная деятельность |
-развитие навыков и умений детей в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде, развитие детского творчества и приобщение к изобразительному искусству |
слайды с репродукциями картин; материалы для рисования, лепки, аппликации; природный и бросовый материал; картины; плакаты; настольно-печатные игры; альбомы художественных произведений; художественная литература с иллюстрациями; изделия народных промыслов: (Дымково, Городец, Гжель, Жостово, Хохлома, Палех, богородские игрушки); скульптуры малых форм; игрушки; муляжи; коллекции; слайды с репродукциями картин; альбомы художественных произведений; художественная литература с иллюстрациями. |
9. |
Двигательная деятельность |
-развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта детей(овладение основными видами движений, формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни) |
музыкальный центр; оборудование для основных видов движений и общеразвивающих упражнений; набор "Кузнечик"; картотеки подвижных игр; игры на ловкость (кегли и др.); тренажеры; атрибуты для спортивных игр (хоккей, бадминтон), игровые комплексы; качели; карусели; материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек; настольно-печатные игры («Виды спорта» и др.); фитболы; развивающие игры; дидактические игры, направленные на развитие психических функций (мышления, памяти, воображения); картотека «Игры, которые лечат»; алгоритмы для запоминания культурно-гигиенических навыков; художественная литература; игрушки -персонажи; маркеры игрового пространства; настольные игры; картины и плакаты; физкультурно-игровое оборудование. |