Аналитическая справка об итогах мониторинга по инклюзивному образованию в организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в Пограничном муниципальном округе
На основании приказа отдела образования Администрации Пограничного муниципального округа от 12 июля 2022 года № 82 «О проведении мониторинга по инклюзивному образованию в организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в Пограничном муниципальном округе в период с 15.07.2022 по 25.07.2022 ведущим специалистом по дошкольным учреждениям, был проведен мониторинг по инклюзивному образованию.
В результате мониторинга изучены:
1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие работу ДОО по инклюзивному образованию:
- образовательные программы, учитывающие государственные требования и особенности инклюзивного образования;
- положения об организации инклюзивного образования;
- приказы о назначении ответственного за инклюзивное образование;
- планы мероприятий по организации инклюзивного образования.
2. Рабочие материалы по реализации инклюзивного образования.
3. Развивающая предметно-пространственная среда по инклюзивному образованию.
В результате мониторинга отмечено следующее.
Во всех образовательных организациях организована работа по инклюзивному образованию детей.
Численность детей с ОВЗ в образовательных организациях: 2 человека (МБДОУ «Детский сад №1»), детей инвалидов - 3 человека (МБДОУ «Детский сад №1»). В остальных ДОО дети с ОВЗ отсутствуют. 2 ребенка с ОВЗ в МБДОУ «Детский сад №1» обучаются по заключениям ПМПК по адаптированной программе. Эти программы размещены на сайте образовательной организации. 3 ребенка-инвалида обучаются по заключениям МСЭ по общеобразовательной программе.
Педагогические работники знают и учитывают особенности детей с ОВЗ, осуществляют индивидуальный подход.
Во всех образовательных организациях имеются все необходимые документы по организации инклюзивного образования (имеются положения об организации инклюзивного образования в ДОУ, положения о разработке и реализации адаптированной образовательной программы, приказы о назначении ответственного за инклюзивное образование, планы мероприятий по развитию инклюзивного образования, паспорта доступности, положения о ППк, АОП для детей в МБДОУ «Детский сад №1», письменные согласия родителей (законных представителей) на получение их детьми образования по АОП)
Вопросы по организации инклюзивного образования и воспитания рассматриваются на педагогических советах, на методических объединениях. Собирается и изучается материал по работе с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами.
Во всех учреждениях созданы ППк (психолого-педагогические консилиумы) для проведения динамики развития ребенка и определения конкретных способов реализации образовательного маршрута (на основании результатов диагностики и рекомендаций, полученных от ПМПК), и, в частности, для разработки индивидуальной образовательной программы.
Для работы в ППк приглашаются педагоги-психологи, учителя-логопеды из МБОУ ДО ЦДО.
Во всех детских садах, где есть дети с ОВЗ и дети-инвалиды, проводятся мероприятия с родителями (законными представителями) воспитанников с ОВЗ: индивидуальные беседы, консультации воспитателей по плану и по запросам родителей (законных представителей), участие в различных мероприятиях ДОУ (родительские собрания, мастер-классы, семинары, выставки).
Старшими воспитателями заведены папки по инклюзивному образованию детей, ведется контроль за работой ППк.
Предметно-пространственная среда в учреждениях соответствует требованиям образовательной программы и рассматривается как возможность для
наиболее эффективного развития индивидуальности ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровней активности. Содержание центров детской активности наполнялось необходимым игровым оборудованием, игрушками, наглядными и дидактическими пособиями, материалом для экспериментирования.
Имеется достаточное количество полифункциального материала.
На основании вышеизложенного рекомендовано:
1. Руководителю МБДОУ «Детский сад №1» ОО, где есть дети с ОВЗ и дети -инвалиды: -улучшить качество по созданию условий по инклюзивному образованию - постоянно
2. Организовать работу по раннему выявлению детей с отклонениями в развитии для прохождения районной ПМПК и выстраивания дальнейшей работы с детьми ОВЗ по индивидуальному маршруту-постоянно.
3. Способствовать прохождению курсов повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ всем воспитателям ДОО, где имеются воспитанники с ОВЗ и
инвалидностью-по мере необходимости.
Ведущий специалист по дошкольным учреждениям О.Н. Азевич